Понимающая социология Макса Вебера

Макс Вебер (1864- 1920 гг.) - приверженец теории социальной реальности. «Протестантская этика и дух капитализма». Связь протестантизма  и капиталистической организации труда. Идеи правят миром. Вв.п. «понимающая социология»:

Основной предмет - социальное действие(они формируют общество), личность может вершить историю - человек сам знает чего он хочет. Понять смысл -осознать смысл, который был заложен индивидом в это действие.

Действие - это поведение снабженное значением. Насколько действующий индивид связывает с ним субъективный смысл. Поведение -  что-то совершаемое «на автомате».

Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка.

Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным.

Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие

Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь.

Когда социальные связи регулярны - это нравы.

Когда эти нравы узаконены - это норма.

Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".

Субъективное психологическое значение - для индивида в частности. Можно иногда не понять вообще. Особенно, если нет объясняющих обстоятельств (зачем мужик голым в декабре бегал по Невскому не понять, а зачем человек на стадионе бегает кристально ясно).

Конвенциональное значение - общепринятое значение. Я их не придумал, но перенял их от других (общепринятые нормы поведения). Так человек не может понять смысла каких-то действий, попадая в другую культуру.

Типология социальных действий  разработана Вебером:

1) Целерациональное действие: сознательное соотнесение цели, средств и возможных последствий, совершаемого поступка. Это действие рационально как по своим целям, так и по средствам. (расчет, выгоду, экономическая сфера, для Вебера эталон, идеальный тип)

2) Ценностнорациональное: вера в безусловную ценность совершения определенных поступков, независимо от последствий. У каждого человека есть свой «круг абсолюта». Вебер считал, что исследователь должен быть свободен от ценностей

3) традиционное действие: базируется на деятельной привычке совершать определенные поступки. Человек испытывает хорошие эмоции, когда делает правильно в общественных нормах

4) Аффективное: обусловленное сильными переживаниями. Главное в нем стремление к освобождению от эмоций. Его можно понять только по средствам эмпатии (понимания).

 3 типа легитимного господства:

Господство возможность встречать повиновение определенных групп людей приказам. может основываться на самых разных мотивах повиновения. Каждое отношение господства характеризуется внешними или внутренними интересами повиновения. Каждое господство нуждается в штабе людей. (обеспечивать определенные действия для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов). Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально), вера в легитимность господства.

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство)

2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях

3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).