Прикладная социология: функции, цели, этапы

Прикладное исследование отличается от фундаментального, прежде всего, тем, что направлено на решение практических, социальных задач. В этой связи важно понять, какие ограничения накладывает на исследовательскую деятельность ее прикладной характер.

  1. Ограничения касаются содержания исследования, которое должно отвечать, в первую очередь, интересам реального или предполагаемого социального «заказчика». По этой причине выбор темы и ее разработка проводятся в тесном взаимодействии с конкретным социальным субъектом, с учетом всех его требований и пожеланий.
  2. Стоимостные и временные ресурсами исследования. Финансирование прикладного исследования производится, как правило, за счет заказчика, который выделяет на него ограниченные средства. То же самое относится и к срокам завершения работ. Заказчик обычно планирует получить результаты к определенному времени. Если к этому сроку они еще не готовы, исследование также теряет для него ценность.
  3. Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социаль­ные структуры и процессы.

В зарубежной прикладной социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам – инженерный (использование маломасштабных, недорогих опросов, экспериментов) и клинический (качественный анализ изучаемых социальных процессов; установка ди­агноза, предложение альтернативы)

Функции прикладной социологии:        

  1. Познавательная (понимание сущности социальных процессов)
  2. Информационная (информация об интересующих явлениях)
  3. Диагностическая (изучение признаков, характеризующих явление)
  4. Назидательно-преобразующая
  5. Технологизация социального пространства (разработка технологий управления)

Особенности организации прикладного исследования:

  1. Ориентация на кого-то, находящегося вне профессиональной социологической среды: клиента или заказчика.
  2. Изучение явлений, поддающихся некоторому воздействию со стороны лиц, принимающих решения
  3. Изучение процессов, происходящих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях, организациях.
  4. Концентрация внимания на тех компонентах социальной системы, которые непосредственно связаны с человеком, активизацией человеческих возможностей, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность.
  5. Использование гибких и комплексных методов исследования: методика и техника меняются по ходу работ в зависимости от получаемых промежуточных результатов.
  6. Факультативность учета мнения коллег.

Примерная структура программы исследования:

  1. 1. описание проблемной ситуации (формулировка научной и практической проблем),
  2. 2. цель и задачи исследования
  3. 3. объект исследования
  4. 4. предмет исследования
  5. 5. содержание исследования (рабочие гипотезы, программные вопросы, теоретические и эмпирические показатели)
  6. 6. выборка
  7. 7. метод и процедуры (техника) исследования
  8. 8. план-график работ
  9. 9. необходимые ресурсы
  10. 10. планируемые результаты и формы их представления