Социал-дарвинизм. Органицизм

Социал-дарвинизм — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Теории социальной и культурной эволюции возникли в европейской философии в эпоху Просвещения. Ещё в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире.

 Течение в обществ, науках  в XIX - нач. XX вв., пытавшееся свести законы  развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора,  выживания наиболее приспособленных, к установкам  теорий инстинкта,  наследственности и т. д.

Наиболее известными сторонниками данной позиции были Спенсер (1820-1903) в Великобритании (Герберт Спенсер «Универсальной Закон природы: существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть».) и У. Дж. Самнер (1840-1910) в США, убедительно доказавшие, что общество  должно рассматриваться так, как будто оно было адаптивным организмом. Важно отличить это от эволюционистских социальных перспектив в более широком значении, которые могут и не разделять жесткий функционализм,  свойственный такому подходу,  но просто верят в своего рода управляемое социальное  преобразование. Социал-дарвинистские идеи иногда называются социобиологией. Взгляд на социальную эволюцию, подчеркивающий важность борьбы между группами или обществами как источника развития.

Социал-дарвинизм является позитивистским и детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном итоге, к становлению идеального общества.

Одним из наиболее выдающихся критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание.

Органицизм. Методологическая ориентация,  которая в отличие от атомизма  и механицизма  объясняет природные и социальные явления по аналогии с организмом или организацией, как неразложимое целое. 

– методологическая ориентация,  получившая распространение во второй половине 19 века. В ней общество  рассматривается как целостный организм, поведение  которого неразложимо на отдельные элементы. 

Наиболее известны биосоциальные теории (Шеффле, Вормс, Лилиенфельд ), в которых проводились прямые аналогии между обществом и организмом: торговля уподоблялась кровообращению, деятельность  правительства – функционированию головного мозга и т.д. Однако существовали и иные направления органицизма,  к примеру, социально-психологическое, согласно которому целостность общества определяется коллективным сознанием,  не сводимым к сознанию отдельных индивидов.