Социализация личности: механизмы, этапы, основные агенты. Противоречия социализации в современной России

Социализация начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид.

Факторы социализации:

Система образования; среда сверстников, круг друзей; произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство, партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаяся личность.

Механизмы социализации:

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;
2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;
3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Агенты социализации — все социальные субъекты, социальные институты, посредством которых индивиды обучаются культуре: семья, родители, родственники, наставники, соседи и т.д.; затем группы друзей, ровесников; затем — социально-территооиальные общности (этнос, раса), религия и т.д.

Фазы социализации:

  1. адаптация индивида (освоение норм и ценностей; уподобление, «потеря» на время личности)
  2. стремление индивида к максимальной самоактуализации (воздействие на людей)
  3. интеграция (включение индивида в группу (окружающие принимают и одобряют его  включенность в группу)

Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу.

Этапы социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; или «первичная социализация» (от рождения до зрелой личности) и «вторичная» (перестройка личности в период ее социальной зрелости) — наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах.  На раннем этапе социализации велика роль родителей, семьи; школа — первые представления о гражданской жизни, соблюдение формальных требований дисциплины и порядка; юношеский период (переходный): постоянно делает выбор (профессии, партнера по браку, системы ценностей). В период трудовой деятельности велика роль трудового коллектива;  происходит ресоциализация (процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность); ресоциализации предшествует десоциализация — отлучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения. На этапе старости — адаптация личности к новым условиям.

Искаженные формы социализации: Мазохизм (стремление к подчинению, отказ от «Я», бегство от одиночества); садизм (постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти); Деструкция (избавление человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира); Конформизм (беспринципное приспособленчество к любому социальному давлению, приводящее к отказу от собственного «Я»).