Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм жил с 1858 по 1917 год.

Основная идея: социология должна существовать как реальность особого рода.

В теоретическом понимании общества Дюркгеймом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм.

В каждой социальной ситуации есть алгоритм, «социальная программа» и мы начинаем мыслить зависимо от ситуации. "Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого".

Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием.

Коллективное сознание — противопоставляемое индивидуальному, не является суммой индивидуальных. Низший уровень такого сознания — болельщики, громящие витрины. Высшее — творческие коллективы, например, Битлз.

Два аспекта социального принуждения:

  1. 1)      внешнее давление со стороны общества
  2. 2)      давление изнутри — правила усвоенные во время социализации

Он считал, что история — это эксперимент над людьми => основной метод социологии сравнительно-методический анализ.

Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить новые представления. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами. Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов».

Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности, выражалось в принципе: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

Социальный факт — способы мышления, деятельности и чувствования, способные оказывать на индивида внешнее принуждение и имеющие в тоже время своё собственное существование, независимо от его индивидуальных проявлений.

Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.

Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное состояние.

Одной из важнейших проблем метода Дюркгейм считал теоретическое обоснование возможностей научного объяснения социальных фактов. Он дифференцировал и применил в практике социологического исследования два рода анализа: причинный и функциональный.

Суть причинного объяснения - анализ зависимости социального явления от социальной среды.

Однако систематически разработать метод функционального анализа Дюркгейму не удалось, и в ряде случаев он испытывал большие теоретические затруднения. Из аналогии с организмом Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.