Взаимодействие образования и общества. Актуальные проблемы развития образования в современной России

Кризис в образовании носит мировой характер:

‘   Углубляется разрыв между образованием и культурой

‘   Отставание образования от науки

‘   Кризис социализации

‘   Противоречия между общим и профессиональным образованием

‘   Невостребованность обществом образованных людей

‘   Остаточный принцип финансирования образования

‘   Региональные различия в уровне обрзования

‘   Разрыв в качестве образования между нашим и европейским образованием

‘   Школа остается средой неблагоприятной для ребенка

‘   Отторжение школой детей

‘   Плохо разработанная система защиты прав ребенка

‘   Школа и здоровье ребенка

‘   Разрыв между социальной и образовательной средой

‘   Отмена всеобщего среднего образования

‘   Неудовлетворительный кадровый потенциал образования

‘   Негосударственное образование

Вывод: образование должно кардинально измениться.

Тенденции: гуманизация (интересы к личности); гуманитаризация; создание единой системы  образования; компьютеризация; непрерывное образование — самообразование; глобализация (плохо); учет национальных особенностей.

Правительство РФ приняло разработку «Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года».

В концепции модернизации выделены шесть основных направлений перехода к новым принципам организации образования:

  1. Государственные гарантии, доступность и равные возможности получения образования;
  2. Повышение качества общего и профессионального образования;
  3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании;
  4. Повышение социального статуса и уровня профессионализма педагогических работников;
  5. Повышение роли общественности в разработке и реализации образовательной политики;
  6. Формирование системы общественно - государственного заказа на образование и контроля за эффективностью использования профессионально-образовательного потенциала работников.

Проблемы и трудности модернизации системы образования в России не могут быть решены только такими мерами. В основе изменения образовательной системы должна лежать определенная последовательность согласованных политических, экономических, управленческих, организационно-методических действий по формированию образования нового типа.