Взгляд О. Конта на социальную эволюцию человека

Конт был секретарём Сен- Симона (Арни Сен-Симон (1760 – 1825). Считал, что общество будет работать при рациональном управлении, для которого социологи должны уметь разработать модель управления и после его смерти продолжил его дело. Изначально назвал науку социальной физикой. Доказал, что не только люди участвуют в управлении, но и невидимые социальные связи тоже присутствуют. Считал, что задача социологии — урегулировать общественные отношения. Конт выступал против способа смотреть на общество как на совокупность индивидов. Личность не может играть большую роль в обществе, так как она не автономна.

Конт - основоположник позитивизма.

Позитивизм — отказ от любого умозрительного отвлеченного знания.

Конт выделяет три стадии интеллектуальной и социальной эволюции человека:

1.  Теологическая — каждое явление в жизни объясняется вмешательством потусторонних сил; лидирующие позиции занимают священники и воины — «военное общество». Люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

А) Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.

Б) Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

В) Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина – Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

2. Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме. Человек более реалистично, но из-за недостатка знаний всё объяснялось непонятными терминами и определениями. ( Болезнь — черные соки организма). Это эпоха бунтов, революций  и междоусобиц.

3. Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным. Позитивная — всё, что нельзя измерить, потрогать, увидеть и т.п. не существует. Отвергается всё абстрактное. Промышленное общество, лидирующие позиции у ученых и промышленников.