Гиберно-Саксонская книжная миниатюра (дороманская Ирландия и Англия, т.н. «Островная» миниатюра)

Из этих двух островов Британия была больше связана с континентом. Еще Юлий Цезарь в 55—54 годах до и. э. совершил две военные экспедиции в Британию, однако присоединение ее к Римской империи произошло лишь во времена императора Клавдия (41—45 н.э.), когда завоевана была южная часть острова, приблизительно до нынешней Шотландии, населенной тогда племенем пиктов. Во II веке, во времена императора Адриана (117—138) была возведена полоса укреплений, отгородившая римскую Британию от воинственных северных племен. Однако в на чале V века осаждаемая натиском варваров Римская империя была вынуждена оставить свои дальние провинции. В 407 году военачальник Стилихон вывел из Британии римские легионы, понадобившиеся для защиты столицы. В 410 году за ними последовала и римская администрация. Вскоре после того, уже в конце V века, в Британию вторглись германские племена англов, саксов и юттов. Несмотря на сопротивление бриттов и ряд побед, одержанных ими, англы и саксы заселили Британию, правда тоже лишь до шотландской границы. После вторжения англов и саксов часть местного населения бежала в Северную Францию, на полуостров Арморика, получивший впоследствии название Бретань.

Иначе сложилась судьба Ирландии, или, как ее тогда называли, Ибернии, что означало «страна бурь» или «зимняя». Море, отделявшее ее от Британии, имело дурную славу. Еще автор «Собрания достопамятных вещей» римлянин Кай Юлий Солин (III в.) утверждал, что оно «всегда неспокойно и бурно и бывает судоходным лишь несколько дней в году».

Быть может, поэтому до Ирландии не дошли ни римляне, ни англосаксы. Но жившие в Ирландии кельты были искусными мореплавателями. Они не боялись морских путешествий. О дальних странах, куда доплывали их корабли, повествуют древние саги. Герои саг Бран и Кухулин достигли, согласно преданию, даже островов блаженных, обитатели которых не знают ни болезней, ни старости. В VI веке, уже в христианской Ирландии, сложилось повествование о св. Брендане, по повелению Бога отправившемся с двенадцатью монахами на корабле в многолетнее путешествие и повидавшем огненный остров чертей, чистилище, врата рая, множество разных чудесных земель и диковинных тварей и достигшем, наконец, земного рая, в центре которого находился дворец с хрустальными стенами, украшенными резными изображениями птиц, морских тварей, зверей и людей. Книга об аббате Брендане была чрезвычайно популярна в течение всего Средневековья, о чем говорит большое число сохранившихся рукописей, а с началом книгопечатания она выдержала в течение лишь двух последних десятилетий XV века свыше десяти изданий. В наше время описание дворца с резными стенами и рассказы о посещенных монахами островах навели некоторых исследователей на мысль, что Брендан, которого считают историческим персонажем, около 545—550 годов, то есть за девятьсот пятьдесят лет до Колумба, пересек Атлантический океан и достиг берегов Америки. Что же касается моря, отделявшего Ирландию от Британии, то его ирландцы пересекали постоянно. Известно, что в IV—V веках они часто совершали набеги на Британию, захватывая добычу и увозя в плен людей, которых обращали в рабство. Позднее, став христианами, они развили в Британии миссионерскую деятельность, основывая монастыри и обращая в христианство язычников англов и саксов.

Впервые христианство проникло в Британию при римлянах в конце II века, однако Ирландия еще долго оставалась языческой. Христианизация ее началась лишь в V столетии. Согласно преданию, ирландским апостолом был св. Патрик (ок. 3/3 461), британец, который мальчиком был похищен пирата ми и увезен в Ирландию, а затем бежал на континент, где получил духовное образование, после чего возвратился в Ирландию в качестве миссионера. Хорошо зная местные обычаи и наречия, Патрик стал проповедовать христианство, стремясь, отвергая служение идолам, по возможности не нарушать древние обычаи и праздничные даты, что обеспечило успех его миссии. В Ирландии Патрик почитается местным святым, однако легенда о его жизни не основана на достоверных данных. Впоследствии о судьбе его высказывались различные предположения, некоторые исследователи даже считали сомнительным самый факт его существования, хотя большинство все же считает его историческим лицом. Как бы то ни было, в Ирландии начиная с V века широко распространяется христианство, причем, при отсутствии городов, здесь утверждается не епископальная, но монастырская Церковь. Возможно, что в это время у Ирландии установились какие-то контакты с родиной монашества Египтом, где существовали большие общины египетских христиан-коптов. Тем временем вторжение англов и саксов превратило Британию в языческую страну. Лишь в середине VI — начале VII века началась новая христианизация Британии, предпринятая ирландскими миссионерами. В 561 году св. Коломбо основал монастырь на острове Иона у западного побережья Шотландии, а в 635 году св. Айдан, ученик Коломбо, основал монастырь на острове Линдисфарн близ восточного побережья провинции Нортумбрия. Около 600 года Папа Григорий Великий послал в Британию для восстановления христианства епископа Августина, основавшего на юге острова, в Кентербери, центр Римско-католической церкви.

Каменная церковная архитектура в Англии появляется в VII столетии. Первоначально монастыри, как и в Ирландии, основывали в труднодоступных местах. По словам Беды Достопочтенного, один из епископов Нортумбрии, решив основать монастырь, выбрал для него место «среди гор, вдали от жилья; оно было более похоже на убежище разбойников или обиталище диких зверей, чем на место, где могли бы жить человеческие существа». Более широкое строительство начинается с середины столетия. Около пятидесяти храмов было воздвигнуто во второй половине века на юге Британии архиепископом Кентерберийским Августином и его преемниками, в частности Теодором из Тарса (668—690). В это же время были построены большие монастыри в Нортумбрии, среди которых особенно славились Веармут (674) и Ярроу (682). Основателем обоих был Бенедикт Бискуп, обучавшийся в Риме и много раз посещавший Италию. Оба эти монастыря стали центрами религиозной жизни и книжного искусства Нортумбрии.

Литературные источники дают некоторое представление об этих монастырях и их храмах. Посвятив специальное сочинение «Жизни отцов-настоятелей Веармута и Ярроу», Беда Достопочтенный подробно рассказывает о строительной деятельности Бенедикта Бискупа. Он сообщает, что, когда Бенедикт привез из Италии множество книг и ряд священных реликвий, король Нортумбрии Эгфрид пожаловал ему земли на реке Веар, где и был основан монастырь Веармут, посвященный апостолу Петру. «Спустя год после начала работ, — пишет далее Беда, — Бенедикт отправился морем в Галлию в поисках каменщиков, которые могли бы возвести ему каменную церковь по образцу любимых им римских церквей. Он нашел таковых и нанял их и привез с собой в Британию. И так велико было его усердие в трудах из любви к блаженному апостолу Петру, в честь которого было начато строительство, что через год после закладки фундамента церковь была подведена под кровлю, и можно было вообразить, как в ней будет совершаться торжество литургии. Когда работы приближались к завершению, Бенедикт послал доверенных людей в Галлию, чтобы они привезли оттуда стеколыциков-ремесленников, в ту пору в Британии неизвестных, чтобы застеклить окна в церкви, ее хоре и часовнях. Стекольщики приехали, но они не просто выполнили порученное, они помогли англам самим узнать и научиться искусству стеклоделия. Это искусство оказалось бесценным для изготовления лампад и многих других церковных сосудов».

С появлением монастырей в Ирландии, а затем и в Британии начинается переписка текстов Священного Писания, литургических книг и теологических трактатов. Это занятие составляло одну их главных обязанностей монахов. Поскольку ирландцы считали своей важнейшей задачей миссионерскую деятельность, чаще всего переписывали тексты Нового Завета. Декорировка этих рукописей представляет собой одно из высших достижений книжного искусства средневековой Европы. Пожалуй, нигде более не вкладывали столько усилий и терпения в декоративную графику, чтобы создать роскошное обрамление и оформление священного текста. При этом широко использовались мотивы кельтской и германской орнаментики, а также полихромного стиля украшения драгоценных изделий из металла.

Переписка книг не была традиционным занятием для жителей северных районов тогдашней Европы. Книга появилась здесь вместе с христианством, и это было прежде всего Евангелие. Поэтому с самого начала книга была воспринята как священный предмет. Известно, что привезенная епископом Августином в VI веке в Кентербери итальянская рукопись Евангелия в течение нескольких столетий хранилась не в библиотеке, но лежала на алтаре собора подобно драгоценному реликварию. Евангелие воспринималось тогда не только как текст для чтения, но и как символ, аналогичный кресту, содержавший в себе обещание спасения.

Такое отношение к книге определило характер ее декорировки. Рукописи англо-ирландских Евангелий открываются страницами богато украшенных таблиц канонов, подобно архитектурным порталам вводящим читателя в храм священного текста. Кроме того, в самых роскошных рукописях в начале и в конце кодекса, а также перед текстами четырех Евангелий располагались так называемые ковровые страницы, сплошь покрытые сложнейшими плетениями, восходящими к кельтской орнаментальной традиции. Эти обрамляющие текст страницы несут на себе отзвук древней магии, придававшей узлам и плетениям значение талисманов, противостоящих силам зла. Древняя символика дополняется и христианской — в плетениях ковровых страниц прослеживаются контуры декоративно оформленных крестов.

Основной особенностью кельтской орнаментики является ее динамичность. Следя за плетениями и изгибами спиралей, глаз находится в беспрестанном движении. Ряды плетений следуют друг за другом словно волны моря, однако, при всей кажущейся запутанности, декор этот, подобно морским приливам, подчинен строгой закономерности. Эта закономерность скрыта от поверхностного взора как прихотливостью узлов орнамента, так и разнообразием раскраски его элементов, но внимательный анализ распознает в основе плетений четкую геометрическую схему. Такой процесс подобен чтению Священного Писания, за повествовательной поверхностью которого стремились открыть доступные только избранным вечные истины.

Сложнейшая древняя орнаментика использовалась не только в ковровых страницах, но и в декорировке всего текста. Главной задачей переписчика и иллюминатора было создание достойного оформления священного слова. Именно в украшении текста. а не в его иллюстрировании видели свою цель ирландские мастера книжного дела. Восприятие буквы как магического знака чувствуется и в характере декорировки строчек текста, где буквы часто окружались точечками, сопровождались орнаментальными деталями, раскрашивались в разные цвета. Но прежде всего оно проявляется в создании огромных инициалов или монограмм, оплетенных сложнейшим узором, превращающим их в таинственный знак, расшифровка которого доступна лишь посвященным. Инициалы англо-ирландских рукописей представляют собой новое явление в книжном искусстве. Рациональная функция заглавной буквы уступает в них место магической символике. Теперь инициалы приобретают совершенно иной облик, чем обычные буквы алфавита, они превращаются в самостоятельный организм, насыщенный динамикой смешанных форм кельтской и германской орнаментики. Наиболее разработаны инициалы кодексов Нового Завета. Заполняющие всю страницу причудливые плетения, которых непривычный взгляд лишь с трудом угадывает первые слова текста, располагаются в начале всех четырех Евангелий. Кроме того, в первом из них, Евангелии от Матфея, где после сообщения о предках Христа следует рассказ о Рождестве Христовом, начало этого рассказа выделялось еще одним, пятым инициалом, вернее — монограммой Христа, оставленной из греческих букв «Хи» и «ро», так называемой хризмой.

Единственными фигуративными изображениями в ранних англо-ирландских кодексах были символы евангелистов. Каждый евангельский текст открывался страницей, на которой был представлен один из символов тетраморфа. Мотив этот пришел в островное искусство из Средиземноморья, быть может, через посредство коптов, придерживавшихся предложенного Иринеем Лионским истолкования образов четырех существ. В противоположность канонизированной впоследствии интерпретации св. Иеронима, Ириней считал льва символом евангелиста Иоанна, а орла — евангелиста Марка. Такое обозначение символов встречается в некоторых ранних ирландских рукописях, в частности в Евангелии из Дурроу. В отличие от раннехристианской традиции, ирландские рукописи содержат на первых порах только изображения символов без фигур евангелистов. При этом образы тетраморфа превращаются в род орнаментальных знаков, а отведенные для них страницы обрамлены бордюрами из плетений и спиралей. Иллюстрации к тексту появляются в англо-ирландской книге лишь в конце VIII столетия под влиянием континентальных образцов.

Катах

f19r
f48r

Самой ранней ирландской рукописью, сохранившейся до наших дней, считают фрагмент Псалтири, датируемой VI

f21r

столетием (Дублин, библиотека Ирландской Королевской академии). Она известна под названием «Катах», что значит «воин», «боец», ибо ей была впоследствии приписана способность приносить победу войскам, сражающимся за правое дело. Поэтому в течение столетий рукопись хранилась в специальном ларце, который в день битвы несли во главе военных отрядов.

«Катах» означало на кельтском наречии «воин» или «битва». Название рукописи связано с легендой о ее происхождении. Согласно преданию, св. Коломбо собственноручно переписал ее с экземпляра, принадлежавшего другому монаху, причем переписывал ее ночью при чудесном свете, ис ходившим из его рук. Позднее из-за рукописи возник конфликт с владельцем оригинала, в котором Коломбо одержал победу. В дальнейшем рукописи были приписаны чудесные свойства талисмана, помогавшего владельцам побеждать врагов.

Считалось, что кодекс этот был переписан св. Коломбо (521-597), одним из первых ирландских миссионеров, основавшим монастырь на острове Иона. Рукопись оформлена очень скромно. Она украшена только небольшими инициалами в начале каждого псалма. Буквы эти начертаны пером черными чернилами, ножки же их заканчиваются завитками, спиралями или изображениями маленьких звериных голов или рыбьих хвостов. Подобные орнаментальные мотивы говорят о родстве ранней книжной графики с декорировкой изделий из металла. Примером может служить фрагмент так называемой «короны Петри» — украшенный спиралевидным рисунком бронзовый диск (конец VI — начало VII в., Дублин, Национальный музей).

Рукопись «Катах» знаменует рождение книжного искусства Ирландии, а связанное с нею предание помогает понять то особое отношение к священному тексту, которое породило в дальнейшем своеобразие оформления англо-ирландской книги.

Евангелие из Дарроу

Одним из прекраснейших образцов раннего англо-ирландского книжного искусства является Евагелие из монастыря в Дурроу (Дублин, Библиотека Тринити-колледжа), выполненное, вероятно, около 680 года. О месте его изготовления высказывались различные предположения, сейчас наиболее вероятным считают, что оно было создано в скриптории монастыря на острове Иона. Это самое раннее ирландское Евангелие, содержащее таблицу канонов, ковровые страницы и изображения символов евангелистов на отдельных листах. Есть в рукописи также и лист с изображением всех четырех символов евангелистов, расположенных между рукавами креста. Пять огромных орнаментированных инициалов открывают тексты Евангелий и историю Рождества Христова.

Декорировка книги Дурроу поражает разнообразием мотивов. Все шесть ковровых страниц украшены по-разному. Первая из них, помещенная в начале книги, покрыта плетеным орнаментом, на фоне которого выделяется шестиконечный крест, образованный линиями, соединяющими восемь квадратов — шесть на концах перекладин и два на их пересечениях. На другом листе доминирует мотив спиралей, заключенных в большие и малые круги, обрамленные причудливо изгибающимися полосами, то суживающимися, то разбухающими (ил. 82). На одном из листов использован звериный орнамент со сплетающимися телами змей и фантастических тварей (ил. 81). Вся поверхность листов расцвечена красной, желтой и зеленой красками, для фона же иногда применяется коричнево-черный цвет. Столь же декоративны листы с символами евангелистов. Так, например, тело льва (в данном случае символ евангелиста Иоанна) (ил. 83) покрыто чередующимися маленькими красными и зелеными ромбами, его хвост. лапы и стилизованные очертания живота и мускулов тела окрашены в желтый цвет, голова же совсем не окрашена, за исключением круглого желтого глаза с зеленым зрачком, но зато вся покрыта сделанными пером мелкими точечками. Тело зверя эффектно выделяется на светлом фоне пергамена, весь же лист обрамлен широким бордюром из сплетающихся в узлы линий, окрашенных в желтый, красный и зеленый цвета на темном коричнево-черном фоне. В отличие от средиземноморской иконографии, лев не имеет ни нимба, ни крыльев.

Не менее условно изображена и единственная человеческая фигура — символ св. Матфея (ил. 84). Тело его очерчено прямыми линиями, слегка сближающимися наверху и заканчивающимися закругленным завершением наподобие каменной стелы. Огромная голова расположена в фас, руки не обозначены, ступни повернуты вправо. Вся поверхность фигуры покрыта расцвеченным шахматным узором и обведена желтым контуром. Выделяясь красочным пятном на фоне пергаменного листа, она окружена бордюром из сплетающихся, перетекающих друг в друга спиралей, окрашенных в красный, желтый и темно-коричневый цвета. Как и лев, символ евангелиста Матфея не имеет ни нимба, ни крыльев.

Евангелие из Эхтернаха

Вероятно, около 690 года было выполнено Евангелие из Эхтернаха (Париж, Национальная библиотека; ил. 85, 86). В конце VII века англосакс Виллиброрд, получивший образование в Ирландии, отправился в северо-восточную часть франкского государства, провинцию Фризию, дабы обратить в христианство живших там саксов. Около 700 года майордом меровингских королей Пипин II Геристальский и его жена Плектруда подарили Виллиброрду земли близ левого притока Мозеля реки Сюр, где он основал монастырь Эхтернах (ныне на территории Люксембурга). Привезенное основателем монастыря Евангелие стало источником вдохновения для художников-миниатюристов, работавших в скриптории Эхтернаха, и влияние их искусства сказалось позднее в книжной живописи Каролингского Возрождения.

Евангелие из Эхтернаха оформлено более скромно, чем книга из Дурроу. В нем нет ковровых страниц, декорировка же ограничена четырьмя страничными изображениями символов евангелистов, богато орнаментированными инициалами и украшением текста. Однако по уровню исполнения миниатюры этой рукописи — одно из высших достижений англо-ирландского искусства. Мастеру Евангелия из Эхтернаха присущи экспрессия, умение достигнуть гармонии всех графических элементов рисунка, чувство единства их с поверхностью листа. Первая иллюстрация с изображением символа евангелиста Матфея скомпонована по принципу ковровой страницы. Миниатюра обрамлена бордюром из плетений, от которого по центральным осям композиции отходят четыре заполненных плетениями квадрата, образующих вместе с помещенной по вертикальной оси фигурой человека подобие креста. Расположенные по обе стороны головы Матфея стилизованные и заполненные точечками и желтой заливкой буквы — «Imago hominis» («Образ человека») — составляют как бы вторую, верхнюю поперечину креста. Человек представлен без нимба и крыльев сидящим на троне строго в фас, руки его прижимают к груди раскрытый кодекс с начертанными на нем словами; «Книга родословия Иисуса Христа» — первыми словами Евангелия от Матфея. Фигура стилизована. элементы ее превращены в симметричные геометрические формы, однако в ней все же можно угадать части тела и их пропорции. Карл Норденфалк усматривает в этой миниатюре, как и в изображении льва — символе евангелиста Марка, — отзвуки античной классики, полагая, что образцом для миниатюр могла послужить иллюстрированная рукопись «Диатессарона» — свода четырех Евангелий, составленного одним из ранних апологетов христианства Татианом. Однако все элементы изображения переведены на язык плоскостной орнаментальной графики. Гамма цветов очень сдержанна, она ограничена желтым, светло-коричневым, красным и краснофиолетовым, буквы же начертаны коричневой краской.

Листы с символами трех других евангелистов не имеют плетеных бордюров и обрамлены лишь узкими красными линиями. Подобные же линии, согнутые под прямым углом, заполняют фон, оставляя свободное место для изображения животного или птицы, в зависимости от задуманной композиции. Так, на листе с изображением льва линии эти расположены асимметрично, оставляя свободным диагональное пространство. Фигура льва отличается поразительной экспрессией и динамикой. Расположенное по диагонали тело зверя представлено в момент прыжка. В откинутой голове с оскаленной пастью и высунутым языком, в напряженном изгибе тела и хвоста мастер, при всей стилизации форм, сумел пе редать повадку хищника. Помещенная за его головой надпись «Imago leonis» — «Образ льва» — подчеркивает динамику прыжка, простираясь над спиной зверя подобно развевающейся гриве. С большим искусством вписаны тело льва и надпись в отведенное для них пространство, причем мастер еще раз акцентирует стремительность движения, пересекая концами когтистых лап ограничивающие это пространстве линии. Миниатюра выдержана в светлых тонах — желтым и светло-коричневым окрашены пряди шкуры, морда, лапы и живот льва, линии фона и рамки имеют красный цвет, а помещенные в углах листа небольшие квадраты очерчены светло-лиловыми линиями. Энергичный цветовой акцент среди этих красок образуют лишь коричнево-черные вкрапления — буквы надписи, большой круглый глаз зверя и его растопыренные когти. Этот лист поражает мастерством композиции, умением не только передать стремительный прыжок хищника, но и уравновесить его расположением линий фона. Миниатюра отличается также безупречностью чувства поверхности листа, на который ложатся графические формы. Если она и восходит к какому-то древнему образцу, то заимствует из него лишь композиционный мотив, переведя его на язык совершенно иных художественных форм.

Расцвет англо-ирландской миниатюры приходится на VIII столетие. В это время работает множество скрипториев, находящихся как в Ирландии, так и в основанных ирландскими миссионерами монасты рях на островах Иона и Линдисфарн и в соседней с Линдисфарном северо-восточной провинции Британии — Нортумбрии. Оформление рукописей этого времени характеризуется слиянием элементов кельтской и англосаксонской орнаментики, усложнением рисунка и высочайшей виртуозностью каллиграфии. Большинство рукописей, выдержанных в этой традиции, едины по стилю и трудно поддаются локализации. Вместе с тем в Британии в это время распространяются и контакты со средиземноморской культурой. Главным очагом воздействия итальянского искусства становится Кентерберийское аббатство, куда Августин, а затем и Теодор из Тарса привозят иллюстрированные рукописи из Италии и Византии. Известно также, что аббат монастырей Веармут и Ярроу в Нортумбрии Бенедикт Бискуп (VII в.) несколько раз ездил в Италию, где ему удалось купить значительную часть библиотеки Кассиодора в Вивариуме, составленной в VI веке во времена Теодориха и содержавшей много иллюстрированных книг. Распространению континентальных влияний способствовал также состоявшийся в 664 году синод в Уитби, решивший разногласия между ирландской монастырской Церковью и папским Римом по поводу различий в церковных датах и обычаях в пользу Католической церкви. В результате британская миниатюра этого времени становится, по выражению одного из историков искусства, подобной двуликому Янусу, впитывая в себя элементы чуждой англо-ирландскому искусству классической традиции. Правда, влияние это было поверхностным и составляет лишь эпизод в развитии англо-ирландского искусства VIII века.

Евангелие из Личфилда

В старых формах островного искусства выдержана декорировка одной из красивейших рукописей на чала VIII века — Евангелия из Личфилда (Личфилд, Сокровищница собора). К сожалению, рукопись сохранилась не полностью — утрачены первые листы и конец книги, так что до нас дошли лишь тексты Матфея, Марка и часть текста Луки. К тому же ру копись обрезана но краям. Одним из прекрасней ших ее фрагментов является единственная сохра нившаяся ковровая страница, центральным мотивом которой служит очерченный красной линией крест, составленный из сочетания шести квадратов. Вся поверхность листа, включая крест, покрыта плетениями с возникающими из них телами причудливых длинношеих птиц, змей и фрагментов звериных тел. Окрашенный красным и белым орнамент выделяется на темно-коричневом фоне, образуя динамичный и сложный рисунок, подчиненный, однако, геомет рической основе. Сохранились также изображения Марка и Луки. Оба они представлены сидящими на тронах, намеченных плоскими очертаниями и укра шенных звериными головами, завершающими бо ковые опоры. Над головами евангелистов имеются нимбы, выше помещены символы — лев и бык. Ра зумеется, появление «портретов» евангелистов вме сте с их символами, а также переход к общеприня той системе тетраморфа, восходящей к св. Иерони му, говорит о знакомстве с итальянским искусством, однако стиль исполнения миниатюр не имеет ничего общего с классической традицией.

Как уже говорилось, в англо-ирландских рукописях особенно большое внимание уделялось инициалам. Великолепный образец инициала имеется и в Евангелии из Личфилда. Это монограмма «Хи»- «ро», открывающая рассказ о Рождестве в Евангелии от Матфея, начинающийся словами: «Christi auteir generatio sic erat…» («Рождество Иисуса Христа было…», Мат. 1, 18). В англо-ирландских Евангелиях эта монограмма приобретает значение священного символа и талисмана. В рукописи из Личфилда имя Христа обозначено огромной буквой «X», занимающей всю высоту страницы, и сплетенными с нею буквами «ро» и «I», под которыми сложным геомет-рическим шрифтом начертаны на желтом и синем фоне слова «autem generatio». Буква «X» вся покрыта орнаментом из спиралей и плетений, включающих причудливо изогнутые тела птиц с длинными шеями. Нижние части букв «Р» и «I» заканчиваются звериными головами.

Санкт-Галленское Евангелие

В начале VIII века выполнено, вероятно в Ирландии, Санкт-Галленское Евангелие (Санкт-Галлен, Библиотека монастыря), привезенное в монастырь, основанный св. Галлом в Швейцарии, каким-то ирландским монахом. Начало каждого раздела открывается здесь «портретом» евангелиста, за которым следует орнаментированное начало текста с большим инициалом. Листы с изображениями евангелистов окружены бордюрными рамками, над головами же их помещены символы тетраморфа. Под влиянием континентального искусства в англо-ирландских рукописях начинают появляться и сюжетные иллюстрации. Так, в конце Санкг-Галленского Евангелия имеются изображения «Распятия» и «Страшного суда», выполненные в традиционной манере островной миниатюры. Сцена «Страшного суда» (пл. 90) представляет собой не столько иллюстрацию с изображением события, сколько символ. Лист разделен по горизонтали на две части, наверху в середине представлен благословляющий Христос с крестом и книгой в руках. По сторонам его стоят два трубящих ангела. Нижняя часть заполнена расположенными в два яруса апостолами. Они стоят в одинаковых позах, прижимая книги к груди, склонив набок голову и глядя на Христа. Изображение лишено всякой пространствеппости, краски декоративны и локальны. Все здесь служит воплощению идеи о величии Христа-судьи, самого же суда, то есть разделения праведников и грешников, нет еще и в помине.

Амиатинский кодекс

Примером прямого подражания рукописи из библиотеки Кассиодора является изображение пророка Ездры в так называемом Амиатииском кодексе (Флоренция, Лауренцианская библиотека), выполненном, вероятно, в скриптории монастыря в Ярроу в начале VIII века. Книга эта представляет собой полный текст Вульгаты и украшена двумя иллюстрациями — изображениями ветхозаветного пророка Ездры и Христа. Согласно преданию, Ездра, возвратившись около 450 года до и. э. из вавилонского плена в Иерусалим, заново собрал разрозненные части Ветхого Завета, исправил все повреждения и разделил текст на двадцать две книги. В Ветхом Завете он назван «книжником, сведущим в законе Моисея». На миниатюре Амиатинского кодекса он изображен сидящим на скамье в профиль к зрителю и переписывающим текст. Под ногами его — скамеечка, дальше — столик с чернильницей, на полу стоит пузырек с чернилами, в глубине же находится большой шкаф с распахнутыми створками, в котором видны полки с книгами. Миниатюра эта резко отличается от рассмотренных ранее изображений. Фигура пластична, складки одежды соответствуют формам тела, скамейка и столик построе