Готическая книжная миниатюра

Часослов Этьена Шевалье

Готическая иллюстрация появилась во Франции и Англии в 1160-1170 годах, в то время как романский стиль доминировал в Германии примерно до 1300 года. В течение всего готического периода Франция лидировала в стилистических разработках иллюминирования. Во время перехода от поздней готики к Ренессансу во второй половине XV века иллюминирование утрачивает свою важную художественную роль в результате развития типографии.

В начале XIII века, наряду с индивидуальным производством книг, появляется коммерческое производство. Одновременно миниатюристы получают известность по своему имени. Начиная с XIV века, мастер обычно становится начальником мастерской, которая изготавливает как картины, так и иллюминированные рукописи. В XIII веке дворянство вытеснило духовенство как главного спонсора, так что мирская литература, поэмы, становятся привилегированными объектами для иллюминирования. Наиболее иллюстрированным типом книги для частного использования, тем не менее, остается часослов.

В эпоху Позднего средневековья (конец XIV—XV вв.) стали появляться книги, адресованные не священнослужителям, а представителям аристократии. В соответствии с этим изменяется и содержание рукописных книг: религиозные тексты всё ещё популярны, однако высокопоставленных заказчиков интересует и светская литература. На первый план выходит оформление книги, её декор, миниатюры.

По сравнению с романским стилем готический отличается подвижностью персонажей в действии, а также складками одежды. Эта тенденция остается актуальной для всего готического периода и достигает вершины

Хроники Эно (Южные Нидерланды, около 1446 г.)

в «международной готике». Другие особенности — использование современных архитектурных элементов для декоративного разделения частей изображения. Начиная со второй половины XII века, цветущие декорации, то есть воспроизводящие растительные узоры, стебли, листья и цветы, особенно синие и красные — украшают инициалы, типичные для рукописей низкого или среднего качества. Сцены, не имеющие прямой связи с текстом, могут иллюстрировать инициалы или нижние колонтитулы, а свобода тем способствует индивидуализации миниатюры и отказу от стереотипных живописных формул. В XV веке натуралистический реализм с перспективой, рельефные и световые эффекты и реалистичная анатомия персонажей постепенно занимает место в искусстве южных Нидерландов, объявляя начало Возрождения.

Наряду с уже известными приёмами: вычурными инициалами, орнаментальными бордюрами, популярность приобрели многофигурные композиции, часто полностью занимающие страницу, а то и целый разворот. Появилась мода на виньетки, в которые были вписаны сценки из повседневной жизни. В это время появились известные рукописные кодексы: «Большие французские хроники», «Великолепный часослов герцога Беррийского» и «Апокалипсис Сен-Севера», манускрипты Робине Тестара, выполненные для Карла Ангулемского и Луизы Савойской (в том числе «Нравоучительная книга о шахматах любви»), «Книга сокровищ герцогини Анны Баварской» и др.

Основы

Пространственно-временные рамки

Роскошный часослов г. Беррийского

Готическое искусство — это стиль, отмечающий эпоху Запада, то есть Европу за пределами византийской культурной области, искусство которой, тем не менее, оказало большое влияние на Западную Европу. Отправной точкой готического искусства является Франция, которая до поздней готики остается самой продвинутой в художественном плане.

Временные границы между Готическим периодом и предшествующим ему периодом (романским периодом) и следующим периодом (Ренессанс) размыты и могут варьироваться до нескольких десятилетий в зависимости от региона. Во Франции готическое искусство пришло в миниатюру около 1200 г., почти через сорок лет после начала строительства первых готических соборов. Изменение стиля датируется в Англии 1220-м годом, в то время как в Германии романские формы частично сохраняются до 1300-х гг. Везде изменение стиля в иллюминировании предшествует архитектуре.

К 1450 году ксилография, в том числе гравировка по дереву, начинает конкурировать с очень дорогостоящей миниатюрой. Быстрое развитие печати, с ручной окраской иллюстраций во второй половине пятнадцатого века, в значительной степени устраняет иллюминирование, особенно благодаря медной гравировке, что позволяет разработать безупречную художественную технику

Псалтырь Ингеборги, около 1195

печати. С конца XV века медная гравировка выходит за рамки иллюминирования как с точки зрения экономической рациональности, так и с точки зрения художественного качества. Великие художники эпохи Возрождения, такие как Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер или Ханс Бургкмайр, посвятили большую часть своего творчества гравировке, а не иллюминированию. В то время как типография становится массовой средой, иллюминирование остается полностью ограничено некоторыми дорогими кодексами, которые по-прежнему производятся в XVI веке. Изменение парадигмы иллюминирования примерно совпадает с переходом от готической эпохи к Ренессансу.

Материалы и техника

Введение бумаги в качестве носителя письма глубоко революционизирует производство книг. Бумага была изобретена примерно в 100 году до н. э. должностным лицом китайского императорского двора. В XII и XIII веках она была изобретена в Саудовской Аравии, а в XIII и XIII веках — в Европе. В XV веке бумага почти полностью вытесняет пергамент и делает производство книг намного более экономичным.

Манесский кодекс

В течение всего готического периода производство книг быстро растет. Но, поскольку книга становится более доступной, уровень исполнения ухудшается. Престижные кодексы на пергаменте, украшенные цветными миниатюрами и иногда позолотой, постепенно становится исключением, в то время как тексты, иллюстрированные рисунками с перьями, окрашенными акварелью или содержащие только инициалы, не имеющие исторической ценности, становятся правилом.

Начиная с XIII века иллюстрированные книги все чаще предназначаются для частного использования. Рукописи небольшого формата занимают все большее место по сравнению с кодексами большого формата, используемыми монашескими общинами или для литургий.

Художники и заказчики

С XII по XIII век происходит коммерческое производство книг. Монастыри и университеты, особенно в Париже и Болонье, постепенно теряют свою монополию. Однако производство относится только к учебникам теологической и правовой литературы, редко иллюстрированной. Для иллюминирования, по заказам знати, используют литературу светского и куртуазного содержания. И благородные дамы играют важную роль в развитии литературы и ее иллюминирования. В XIV веке, и особенно в XV веке, этот круг расширился до мелкого дворянства, патрициев и, наконец, богатых торговцев, которые в основном заказывают часословы и другие работы для частного использования. Благородные заказчики часто

Историческая Библия Королю Карлу Мудрому (1371-1372)

изображаются в миниатюрах-посвящениях в начале работы. С помощью этих картин можно отслеживать тенденции в портретном искусстве, которое становится все более реалистичным.

С появлением мастерских в готический период все больше и больше появляются известные художники. Начиная с XIV века, появляется типичный мастер, который ведет мастерскую, посвященную созданию картин и иллюминированию. Но монастырские писцы все же остаются активными.

Именно в реформированных монастырях Южной Германии, в пятнадцатом веке, можно найти монахинь, такие как Сибилла фон Бондорф, известный иллюминатор. Работы этих монахинь, как правило, веселых цветов, с выражениями, полными чувств, но не амбициозными в художественном плане. Неясно, участвовали ли эти монахини в создании выдающихся работ для женских монастырей или в какой степени женщины могли участвовать в профессиональных семинарах. Для женских монастырей производятся великолепные книги, такие как Graduel de Katharinental или Graduel de

Библия, Франция, ок. 1250

Wonnental. Автор, Кристина де Писан, рассказывает около 1405 года в своей работе «Город дам» об истории иллюминатора Анастасии, которая, в частности, иллюстрировала работы Кристины, и которая превзошла всех художников Парижа в искусстве украшать книги украшениями из виноградных листьев или ландшафтными фонами, и которая продавала свои произведения очень дорого.

В XV веке Свободные мастерские, без спонсоров, производят и продают, публикуя свои каталоги, дешевые рукописи, с простыми рисунками, сделанными пером. Наиболее известным мастерским является Дибольд Лаубер, след которого можно найти между 1427 и 1567 гг. в Хагенау. После быстрого развития типографии и типографской иллюстрации некоторые иллюминаторы сосредоточены на престижных рукописях. Известные художники на пороге Ренессанса выделяются как художники картин и иллюминаторов, — такие как Ян ван Эйк, Жан Фуке или Андреа Мантенья. В то время как региональные особенности стиля исчезают, появляется индивидуальный почерк художников.

Типы книг

Разнообразие иллюстрированных текстов значительно расширяется в период готики. Именно светская литература стала предметом иллюминирования с XII века, вместе с литургическими текстами на латыни. Единственный светский жанр, который иллюминирован с самой большой роскошью, с золотом и сюжетными картинами, — это хроники. Универсальные хроники объединяют историю и религиозную литературу для мирян. В области эпоса немецкоязычные произведения иллюстрируются без особых амбиций, в то время как песенники, включая цикл Карла Великого, по-видимому, более связанный с историческим письмом, оформляется во Франции особенно роскошно. Роскошные манускрипты также появляются для коллекций двора в эпическом или лирическом жанре. Одним из известных примеров такого рода компиляции книги является Манесский Кодекс около 1330 г., Цюрих.

В окружении университетов в XIII веке появляются практические и специализированные иллюминированные тексты. В Болонье доминируют правовые тексты. В этой области также встречаются папские или императорские буллы, самым известным примером которых является Золотая булла Карла IV, украшенная по заказу императора Вацлава I в 1400 году. Одним из богато иллюминированных юридических источников является «Саксонское зеркало» Эйка фон Репгоу, практическая и не академическая работа.

Однако типичная рукопись готического периода по-прежнему остается религиозной книгой, которая, в отличие от предыдущих эпох, прежде всего предназначена для благочестия мирян. В XIII веке это касается прежде всего Псалтирей, из которых позже появится часослов, который становится наиболее иллюстрируемым типом книги. В области светского благочестия имеются также переводы Библии и «Biblia pauperum». В Университетской и монашеской среде иллюминирование широко используется для богословских трактов Отцов Церкви, великих мистиков и философов школы, жизней святых, а также авторов греческой или латинской древности.

Влияние других искусств (витража)

В то время как романский иллюминатор вдохновлен росписью, готический иллюминатор находит свое вдохновение прежде всего в искусстве витража в готических соборах. В миниатюру возвращается блестящий красный и синий, по крайней мере, до тех пор, пока это картины, которые можно изобразить непрозрачным цветом. Адаптация витража в основном касается самого рисунка и добавления золота, придающего иллюстрации свечение.

Влияние витража особенно заметно проявляется во французской библии, которая дошла до нас в четырнадцати рукописях. Библейские сцены отображаются в круглых полях. Макет, а также окраска и стиль, отражают витражи в медальоне французских соборов.

Вскоре после этого иллюминация также включает в себя архитектурные элементы, окружающие витражи, сначала импосты, а затем пинокли, розетки, кедровые орехи, фризы, арки, которые напоминают о Святой часовне Парижа или больших готических соборах. Яркая окраска, переданная красным, голубым и золотом, может быть следствием красочной орнаментации готических соборов, которую можно увидеть в письменных источниках, но от которых осталось очень мало следов.

История стиля

Общая характеристика стиля и его развития

Стиль готического периода характеризуется гибкими и динамичными персонажами, с изогнутой линией, изящной элегантностью, стройными силуэтами и складками в одеждах. Еще одной особенностью является использование архитектурных элементов того времени для декоративного структурирования частей изображения.

Начиная со второй половины XII века, для самых простых работ наиболее часто используемая форма украшения — это инициалы с использованием цветов и вязи. Стиль этих орнаментов позволяет датировать и локализовать рукописи, так как для этой повторяющейся работы не требуется никакой оригинальности.

Независимые сюжеты, вставленные в исторические инициалы и гротескные нижние колонтитулы, обеспечивают пространство для фантазийных, независимых от текста представлений и в значительной степени способствуют индивуализации иллюминирования и постепенному отказу от согласованных и статичных изображений.

В результате межрегиональной политики браков европейских княжеских домов и растущей мобильности художников готический стиль образует, примерно между 1380 и 1420 гг, язык форм, который распространяется по всей Европе; из-за его межрегионального характера он называется международной готикой. Особенности этого стиля — это складки одежды и волос, плавно спадающие, тонкие тела с подтянутыми придворными одеждами и верхними ремнями. Из-за гибкости линий мы также можем говорить о «гибком стиле».

Характерной чертой готического иллюминирования является представление модных персонажей того времени в рамках готической архитектуры, даже если речь идет о библейских событиях. С XIII века распространяются примеры эскизных блокнотов, которые больше не ограничиваются иконографическим воспроизведением ранее существовавших произведений искусства, а содержат оригинальные творения исследований природы или архитектуры. Знаменитая книга эскизов — это французская книга рисунков Виллара д`Оннекура, выполненная в 1235 году. На пороге возрождения и вдохновляясь реализмом искусства южных Нидерландов, в иллюстрации преобладают натуралистические представления. В XIV веке перспектива, глубокие эффекты и реалистичная анатомия персонажей, в преддверии Возрождения, становятся необходимостью.

После распространения типографии, иллюминирование XV века возвращается к созданию роскошного кодекса для высокопоставленных заказчиков. И, особенно в поздней готике, разграничение между станковой картиной и иллюминированием становится все более размытым: миниатюры все больше повторяют сложные композиции картин и отказываются от функции информативной иллюстрации текста, становясь самостоятельными произведениями.

Франция

Псалтирь св. Луи, BNF Lat.10525. f1v

Франция уже в раннеготический период выделялась среди других стран по части миниатюрной живописи, и её иллюстраторы рукописей славились повсюду.

История французской готической миниатюры довольно отчетливо делится на три периода. Первый длился примерно с 1200 по 1250 г., следующий охватывал вторую половину столетия, а третий — 14 в.

В XVI веке изготовление рукописей, перестав быть занятием исключительно монахов и монастырских мастерских, становится весьма распространённой профессией мирян, среди которых появляются в большом числе каллиграфы и рисовальщики, удовлетворявшие возросшему при дворах владетельных особ и в высшем обществе запросу на роскошные иллюстрированные молитвенники и книги для чтения.

Во второй половине XIV столетия таким мастерам особенно покровительствовали во Франции король Карл V и его младшие братья, герцоги Жан Беррийский и Филипп Смелый Бургундский.

К 1200 году Дворцовая культура и декоративно-прикладное искусство Франции занимают преобладающее место на Западе и распространяются по всей Европе. Этой гегемонии благоприятствует сочетание различных факторов, включая централизацию Франции, развитие национального чувства и усиление влияния Парижского университета. Во Франции, и особенно в Париже, производство рукописей развивается в профессиональных мастерских светских художников. В конце XIII века они сосредоточены на улице Erembourg (сегодня улица Бутебри), между колледжем Клюни и улицей пергаменщиков, то есть в Латинском квартале.

Псалтирь Ингеборги Датской, сделанный около 1195 в Турне, является вершиной раннего готического