Стилистические особенности англо-ирландской книжной миниатюры VII– IX веков

Англо-ирландская книжная миниатюра и феномен средневековой рукописной книги

Развитие книги и книжной миниатюры в эпоху средневековья

Слово миниатюра происходит от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг. Простые иллюстрации ранних кодексов были окрашены или очерчены этим пигментом.

Египет и античность. Появление книги связывают с папирусом, появившимся в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте. Папирус позволял «свернуть» поверхность и  по мере чтения  разворачивать ее. Такой принцип и  определил раннюю конструкцию книги — свиток.

Первые известные науке иллюстрации в книгах были также созданы в Древнем Египте. Они появляются в «Книге мёртвых» (ок. 1200 г. до н.э.), где многие миниатюры были перенесены со стен усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций – суд Осириса, на которой изображён Осирис, который взвешивает на весах душу покойного.

Традиция сопровождать цветными иллюстрациями папирусный  текст позже была усвоена иудеями,  эллинами, а затем и римлянами[1].

Папирусный свиток в качестве книги, возникший в Древнем Египте, продолжил существовать  в Древней Греции, и Древнем Риме, и в странах, воспринявших их культуру вплоть до первых веков н.э., когда ее стал вытеснять кодекс — книга с перелистываемыми страницами. Эта конструкция книги дожила и до нашего времени. Но даже во времена раннего средневековья еще сочинялись гимны папирусу, который «белоснежной поверхностью открывает свои поля красноречию, то простираясь далеко вширь, то собираясь для удобства в свиток, употребляемый для больших трактатов» (Кассиодор Сенатор)[2].

Оформление наиболее древних кодексов было предельно скромным. Единственным украшением были обычно выписанные киноварью или минием (суриком) красные строки, применявшиеся еще с античных времен строго функционально — для выделения начала каждого раздела книги.

Об античных иллюстрациях известно вообще немногое: они не были широко распространены и дошли до нас в преимущественно поздних образцах. Древнейший из них относится ко II в. до н.э. Это астрономический папирус, иллюстрированный знаками зодиака и схемами созвездий.

Романы и пьесы также снабжались иногда иллюстрациями — небольшими фигурками людей в виде набросков с большой свободой и легкостью выполненных пером на фоне папируса. Здесь нет портретов, нет обстановки действия, но четко выражены соотношения персонажей, передан ритм и динамика рассказа. Почерк рисунка по своему темпу близок к почерку письма. Рисунки столь же свободно подкрашивались несколькими пятнами цвета. Фрагменты такого рода иллюстраций из папирусных свитков дошли до нас от II в. н.э., к подобным же прототипам, вероятно, восходят и некоторые иллюстрации в позднеантичных и раннесредневековых кодексах.

Позднеантичные иллюстрированные кодексы отводят изображению гораздо более значительную роль. Сам характер иллюстраций сильно меняется — это развернутые страничные или полустраничные многоцветные миниатюры с подробно проработанным фоном, напоминающие по манере памятники римской монументальной стенописи. Графическое начало в них вытесняется живописным. Композиция несколько замыкается в себе, окружается рамкой и отдаляется от текста. Она не «прочитывается» попутно, мимоходом, но требует отдельного разглядывания.

Восток. Самостоятельная ветвь книжной культуры, не связанная с европейской и ближневосточной, развивалась с древних времен в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии. Здесь применялись иные материалы и инструменты, складывались собственные художественные традиции и были созданы своеобразные, зачастую не имеющие западных аналогов формы и типы книги.

В Китае с начала I тысячелетия до н.э. для письма использовали бамбуковые планки, реже — деревянные. На каждой из них помещался вертикальный ряд иероглифов. На дощечке длиной от 30 до 60 см помещалось несколько десятков иероглифических знаков. Связки этих планок представляют собой древнейшую форму китайской книги. В одной связке помещалась одна глава сочинения, название ее указывалось в конце строки или на обороте планки. Китайская культура очень рано становится не только письменной, но и книжной. «Добрых книг, имеющихся в Поднебесной, не счесть»[3], — говорит философ Мо-цзы (V—IV вв. до н.э.).

В III в. до н.э. вместе с бамбуком в Китае начинают применять шелк для изготовления книг. Книги из шелка имели форму свитков. Внутренний конец тканевой полосы крепился к палочке, на которую и наматывался. Читали такую книгу вертикальными строчками справа налево. Шелковая книга могла содержать и иллюстрации, часто многоцветные. Какие-то изображения упоминаются и в связи с более древними книгами — еще в VI в. до н.э.  Но как и на чем они выполнялись — неясно[4].

Индийская форма книги, «потхи», изготавливалась из просушенных, вываренных и отполированных пальмовых листьев. Материал определял форму книжного листа — узкую и длинную. Стопка таких листов, обрезанных с четырех сторон для получения прямоугольной формы, и составляла книгу. Писали вдоль длинного края листа, прожилки которого были направляющими линиями. Текст писался на обеих сторонах листа, читали такую книгу, переворачивая листы сверху вниз.

Мы ничего не знаем о способах внешнего оформления древних книг Индии, о применении иллюстраций или орнаментики. В более поздних средневековых книгах переплетные доски лакировались, обрезы иногда золотились, на листах книги появлялись орнаменты и иллюстрации[5].

Византия. Книжная миниатюра достигла большого совершенства в Византии и в странах Западной Европы в период Средневековья.

Самые ранние дошедшие до нас византийские миниатюры — из иллюстрированной рукописи «Илиады» 3-го века. Они схожи по стилю и обработке с живописным искусством позднего римского классического периода. В этих картинах есть значительное разнообразие в качестве рисунка, но есть много заметных примеров рисунка, довольно классического по настроению, показывающего, что более раннее искусство все еще использовало свое влияние.

В миниатюрах византийских рукописей впервые видны те фоны из яркого золота, которые впоследствии появляются в рукописях Западной школы.

Влияние византийского искусства на средневековую Италию очевидно. Ранние мозаики в церквях Италии, такие как в Равенне и Венеции, также дают примеры доминирующего византийского влияния.

Средневековая Европа. В Европе в Средние века феодальное общество, складывающееся с V в. на развалинах Римской империи, создало новую феодальную культуру. Наука, искусство и литература постепенно приобрели черты, отличающиеся от черт, свойственных античной культуре. И интеллигенцию нового общества представляло духовенство.

Основным  литературным творчеством на многие века становятся жития святых, а основным историческим произведением — монастырские хроники.

Писали каламусом и гусиными перьями. Особую кисть использовали для украшения и золочения букв. Переписывание священных книг считалось богоугодным и спасительным делом: так, в одном из монастырей хранилась как реликвия рука монаха, переписавшего за свою жизнь не одну книгу. Книги завершались приписками. «Бедный грешник» поручал себя снисходительности читателей. Наиболее распространенной была формула  «Простите автору его ошибки». Попадались и забавные приписки: «Здесь оканчивается моя книга, ради Христа, дайте мне на чай»[6]. Приписки часто содержали важные сведения, даты, имена, упоминания об исторических событиях. Хранились книги в монастырских библиотеках.

С VI в. в западноевропейской книге инициал получает простую орнаментацию и увеличивается в размере, выступая на поля рукописи. Появление орнамента в книге сближает ее с другими формами средневековых ремесел, определяя возможность влияния на внешний вид книг разных видов прикладного искусства (в частности, ювелирного), и  способствует разделению труда в производстве книг. С орнаментом в средневековую рукопись проникает цвет, с красной краской начинают применять и синюю, зеленую, желтую, используют золото и серебро.

Знак в средневековой рукописи самостоятелен, пластичен, и выглядит почти рельефно. Он тщательно выведен, старательно изготовлен, — это не просто почерк, а творение мастера.

Особенно  предметность знака проявлялась в инициалах — крупных, пластичных, с изображениями и орнаментом, тоже не строго линейным и плоскостным, а объемным. Показателен в этом смысле мотив «плетенки», один из излюбленных в раннем средневековье. Переплетение лент подчеркивало вещность знака, его трехмерность, вся форма отделяется от плоскости листа, лежит поверх. То же относится к заставкам и другим украшениям страницы. Любое  изображение мыслится и ощущается здесь больше выступающим из плоскости, а не уходящим за плоскость. Этому способствует и четкость контура, и определенность и плотность краски. Вообще цвет, подчеркивающий материальность листа, много  используется в средневековой книге. Текст книги пишется в два цвета (в религиозных книгах это имело еще и функциональное значение),  в качестве второго цвета иногда применялась позолота, вносящая металлическую фактуру, что было контрастом не только цвета, но и  материалов. В щедро украшенных раннесредневековых кодексах применялись и пурпурные фоны, подчеркивающие плотность пергамена. Для Средних веков характерно тяжелая, плотная нагрузка книжного листа. И особенно тяжело были нагружены начальные листы – книги или отдельных ее частей: заставками, инициалами, орнаментальной вязью начальных строк. В книгах Нового времени эти листы часто облегчаются спусками, большими плоскостями белой бумаги, внося в книгу пространство. На месте современного разрежения в книге средневековья было сгущение, там масса в художественном смысле преобладала над пространством.

Средневековая книжная культура создала сложную систему зрительного комментирования и интерпретации конкретных текстов. Изобразительное начало было широко и своеобразно развито в книге этой эпохи. Средневековая миниатюра, в отличие от античной, выросла в самостоятельную и обширную область изобразительного искусства, совершила значительную эволюцию в пределах многих национальных и региональных художественных школ и оставила огромное количество замечательных памятников.

В большой мере средневековой иллюстрации присущи черты, общие со всем изобразительным искусством этой эпохи. В первую очередь это каноничность изображений. Облики святых, композиция библейских и евангельских сюжетов, жестко закрепленные каноном, повторялись без существенных изменений как в иконах или фресках, так и в книжной миниатюре. Иконография изображения рассчитана на однозначное прочтение сюжета. «Информация этого уровня практически никак не зависит от художественного решения конкретного изображения. Это в себе замкнутый квант информации, аналогичный информации догмата»[7], — отмечает исследователь.

Не все сюжеты средневековой иллюстрации были закреплены каноном. Иллюстрировалось не только Священное писание, но и светские рукописи. В иллюстрациях житий святых иногда могла появиться необходимость проиллюстрировать эпизод, не имеющий канона. Но и в таких случаях миниатюра в большой мере сохраняла характер скорее знака события, чем его прямого отображения. Вырабатывались устойчивые приемы изображения города, монастыря, битвы, охоты, повторявшиеся в разных книгах почти без изменений, так как представить реальный облик именно этого города или особенности конкретной битвы не считалось в тот период существенным. Для привязки к тексту подобного изображения-знака на странице могла быть надпись, объясняющая событие, — этого было вполне достаточно.

Большую роль в развитии книжной культуры сыграла деятельность Карла Великого, который требовал покончить с неграмотностью духовенства. При его дворе была основана школа для детей знати. Улучшилась и переписка книг  — их стали писать каролингским минускулом, создателем которого считается ученый-англосакс Алкуин. Каролингские рукописи отличались и  своими украшениями. Наибольшей славой при Карле пользовался скрипторий в Туре. Здесь переписывались книги не только церковного, но и светского содержания (Цезарь, Тацит, Цицерон, Светоний, поэты Вергилий, Ювенал, Марциал и др.). Значительная часть античного литературного наследия сохранилась именно благодаря каролингским переписчикам. После смерти Карла вновь наступает упадок культуры и усиление ее религиозного характера.

Новый период в истории книги начинается с XI в. Крестовые походы, формирование товарно-денежного хозяйства, рост городов — все это приводит к развитию науки, образования, культуры, литературы и производства книг. Особое значение для книжного дела имело возникновение в XII—XIII вв. университетов. Старейшие из них — Парижский и Кембриджский. В XIV в. появились Пражский и Краковский университеты.

Университеты были центрами образованности и книжного производства. За переписку книг отвечали преподаватели. Студенты переписывали книги для себя. Цены на книги устанавливались университетом, а за завышенные цены налагался штраф. Средневековая цензура всецело находилась в руках церкви и университетов[8].

Украшение рукописей менялось в течение столетий в разных регионах Европы от простого к сложному. Сложность украшений зависела от содержания рукописи:  научные трактаты оформлялись просто — один красный крупный инициал, красные рубрики и в некоторых местах —  красные или красные с синим малые инициалы. Молитвенники, часословы, Псалтири, Евангелия и Библии украшали инициалами и миниатюрами.

В период с V по VII в. рукописи украшались незначительно. В V в. едва выделялся инициал: его выводили красной краской. В следующем столетии инициал увеличился в размере, появился орнамент. В последней четверти VI в. инициал уже состоял из фигурок птиц и зверей, более или менее стилизованных. Этот декор распространился повсюду. Возможно, он родился в Италии, в скриптории Кассиодора, где изображение рыбы было своего рода символом этой мастерской письма.

В VII в. орнамент усложняется и выступает на поля. Например, заглавные буквы ирландских рукописей, написанные черными чернилами, расцвечивали желтой и зеленой красками, что создавало впечатление разбросанных по странице драгоценных камней. Этот прием в дальнейшем переняли на континенте, но использовали для этою только красную краску.

Большую декоративную нагрузку несли рубрики. Яркий цвет киновари или сурика эффектно выделял начало раздела из общего текста, написанного черными или коричневыми чернилами. Большое распространение начиная с X в. получили синие и красные рубрики в виде скобы, отделявшей одну мысль от другой.

С конца VII в., с появлением орнаментального инициала, несущего основную декоративную нагрузку, в разных странах и областях Европы начинает оформляться свой орнаментальный стиль. В романский период его формирование заканчивается. Для средиземноморских областей характерными элементами были плетенка и украшение основного контура инициала белыми точками, напоминающими жемчуг. Растительный орнамент в  сочетании с геометрическими формами был присущ в основном Франции и Италии, а звериный орнамент был характерен для Скандинавских стран. Он был заимствован английскими мастерами и доведен до необычайной красоты и совершенства ирландскими художниками[9].

В раннесредневековой Европе VII—VIII вв. было много разрозненных центров книжного письма, главным образом в монастырях. При общем книжном репертуаре и едином письменном языке — латыни — здесь развиваются многообразные местные типы иллюминирования.

Постепенно совершенствуется и усложняется структура кодекса, обогащаются декоративные элементы: огромные, сложно орнаментованные инициалы могли заполнять целую страницу или значительную часть ее. На таких страницах часто применялись крупные, обведенные по контуру маюскульные буквы, заполненные цветным орнаментом, здесь используются орнаментальные рамки,  нередко в виде торжественных и богато украшенных триумфальных арок на тонких колонках.

В Италии и связанных с ней областях в миниатюре долго сохраняются античные традиции. Фигуры еще пластичны, пропорции их близки к натуральным, краски мягки и не лишены моделировки, позы естественны. Между тем повествовательность раннехристианской миниатюры уступает место другим тенденциям. Сюжеты священной истории уступают место статичными изображениями Христа, Богоматери, пишущих свои сказания евангелистов, святых епископов, проповедующих ученикам. В областях, отдаленных от центров культуры, возрастает плоскостность изображений. Пропорции фигур искажаются, пластика уступает место графичности, «говорящие» жесты приобретают повышенную экспрессивность.

Меровингская Франция. Огромная роль в создании монастырей и скрипториев принадлежит ирландским монахам, которые переселялись на континент с целью христианизации Европы. Так, св. Колумбан в 590 г. основал Луксёйльский монастырь на территории современной Бургундии, где организовал скрипторий, в начале VII в. королева Батильда организовала монастырь в Корби, где по ее приглашению Колумбан с монахами переписали сотни книг, в 613 году Колумбан в Италии основал монастырь Боббио. В 910 году в Клюни был также основан монастырь, успешно конкурировавший с ирландскими скрипториями. В XII в. в Европе насчитывалось более 2000 таких монастырей со скрипториями[10].

Меровингское иллюминирование VII—VIII веков ознаменовало новый этап книжного искусства. В меровингской книге нет иллюстраций и очень редко встречается изображение человеческой фигуры, зато большое внимание уделялось шрифту и его красоте. Богатое оформление получают инициалы, украшаются и слова текста, особенно начальные строчки разделов, появляются знаки лигатур и аббревиатур. Элементы украшения меровингских рукописей — это птицы, рыбы, растительные мотивы, пальметки и розетки. Все это раскрашено яркими цветами — красным, зеленым, желтым. В оформлении чувствуется языческое восприятие буквы как магического знака.

Отсутствие иллюстраций и редкость изображения в меровингских рукописях человеческих фигур объясняется тем, что во Франции того периода переписывались в основном не Евангелия, а богослужебные книги и теологические сочинения, которые давали меньше возможностей для иллюстрирации в собственном смысле слова. Возможно, сказалось и влияние проникших в то время в Европу идей восточного иконоборчества[11].

Впервые в истории западной Европы в меровингских книгах появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителей. От декоративно-прикладного искусства полихромного стиля они унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.

Скрипторий аббатства Луксёйль в течении нескольких десятилетий после основания приобрел высокую репутацию в изготовлении рукописей. Рукописи же аббатства Корби используют меньше животных, но больше украшений,  таких как «глаз быка» (круг с точкой в середине). С середины VIII века в книгах этого скриптория появляется все больше и больше «плетенок». Скрипторий аббатства Сен-Дени, который был под защитой Карла Мартелла и Пипина III, по мнению некоторых историков является местом создания Гелазианского Сакраментария.

Каролинги. Новый этап развития книжного искусства связан в Западной Европе с эпохой «каролингского возрождения» конца VIII—IX вв. Книжная культура эпохи Каролингов была сосредоточена вокруг придворного кружка в Ахене, представлена она была «Школой Карла Великого» и «Группой Ады» (сестры императора). Миниатюристы дворцовой школы испытали влияние как гиберно-саксонской традиции, так и византийские и итальянское влияния. После смерти Карла традиции оформления рукописей были сохранены в скрипториях Реймса, Тура и Меца.

С IX века каролингская традиция начинает подвергаться ещё большему франко-саксонскому влиянию, что привело к новой эре в оформлении книг — оттоновскому периоду.

Это время дало рукописной латинской книге новый тип письма — каролингский минускул. Обогащает книгу письмо золотом и цвет, очень обильный в каролингской книге. Здесь применялись окрашенные в тот или иной цвет страницы с цветным письмом, создавались и пурпурные кодексы, на которых писали золотом и серебром («Фоны пурпурные здесь письмена золотые покрыли…» )[12] .

При Каролингских монархах развилась школа живописи, построенная на классических моделях, в основном византийского типа. В этой школе, поощряемой Карлом Великим, миниатюра появляется в двух формах. Во-первых, традиционная миниатюра по византийской модели, в основе которой —  портреты четырех евангелистов, или портреты самих императоров: фигуры формальные, страницы окрашены и позолочены, в архитектурном окружении фиксированного типа и лишены ландшафта в реальном смысле этого слова. С другой стороны, есть миниатюры, в которых видна попытка иллюстрации, — изображение сцен из Библии. Здесь больше свободы, и здесь прослеживается классический стиль, копирующий римские модели.

Влияние, оказываемое Каролингской школой на миниатюры южных англосаксонских художников, проявляется в более широком использовании цвета и в более сложном использовании золота в украшении. Но фактический рисунок остался национальным, отмеченным собственным отношением к человеческой фигуре и расположением драпировки с развевающимися складками. Стиль стремился к преувеличению и диспропорции конечностей. С завоеванием Норманнами эта школа умерла.

Многообразный декор каролингских рукописей складывался на скрещениях различных традиций, еще не слившихся воедино, и поэтому оставался эклектичным. Рядом со строгой конструктивностью и четкими ритмами римского шрифта на той же странице могло воспроизводиться изощренное плетение и варварская пластика инициалов, возникших под ирландским влиянием. Неоднороден и стиль сложных,  часто аллегорических миниатюр, заключавшихся в орнаментальные рамки или вписанных в арку, опирающуюся на колонны. В одних господствует узорная плоскостность расцвеченного контурного рисунка, в других сохраняется пластичность и объемность. Наряду с заполняющими весь лист миниатюрами применялись иногда и небольшие иллюстрации на фоне пергамена, включавшиеся в столбец текста. Они могли исполняться красками или только пером (Утрехтская псалтирь, 830г.).

«Роскошная техника сохраняется почти исключительно для текстов Евангелия и Псалтири. Она вызывала протест некоторых аскетически настроенных отцов церкви, опасавшихся, что, отвлекаемые красотою убора, читающие мало будут вникать в глубину содержания»[13].

Испания. Среди местных школ книжного искусства своим своеобразием выделяется испанская книга, создававшаяся в эти века под мусульманским владычеством. Здесь выработался региональный вариант минускула — «вестготское» письмо, изящное и стройное, и совершенно особый строй миниатюры, на который оказала влияние арабская культура. Пространства в этой миниатюре  нет, изображения приведены к строгой плоскостности. Так, аркады, окружающие замкнутый двор, развернуты от центрального квадрата вверх и вниз, вправо и влево. Характерны и круговые построения от центра во все стороны к периферии, — и многие фигуры оказываются изображенными вниз головой. Изображения отличаются экспрессией — цветовой и графической, яркими сочетаниями красного и желтого цветов, смелостью деформации, острым ритмом, угловатой колючестью рисунка огромных крыльев — птиц или ангелов. Поле листа часто  разделено на регистры полосами контрастных цветов, помогающих организовать пространство листа, при этом фигуры свободно переходят с одного цветового поля на другое.

Оттоны. По сравнению с эклектичным каролингским искусством Германия X—XI вв. демонстрирует гораздо более цельный стиль. Книжное искусство проявляется в монументально-строгих, четко-графичных формах. Здесь — геометрическая правильность рамок, орнаментальных или архитектурных, уравновешенность, а нередко и зеркальная симметрия в миниатюрах. Плетения теряют остатки варварской экспрессии и застывают в строгой симметричности, построенности, отточенности контуров и торжественной нарядности.

Оттоновское искусство иллюминирования развивалось в нескольких небольших городах и монастырях при дворе императора и его главных вассалов.

Первыми были монастыри Лотарингии  (близ Метца  и  Трира),  Швабии  (на  острове  Рейхенау)  и Баварии  (Регенсбург),  за  которыми  последовали  и  другие.  Скриптории  в этих  монастырях изготовляли  рукописи  по  заказам  императоров,  придворных  и  высшего  духовенства.  Чаще всего это были Евангелиарии или книги,  связанные  с  богослужением,  такие как Перикопы и Сакраментарий. Поэтому основными сюжетами  изображений  становятся  эпизоды  Нового  Завета,  который  иллюстрируют здесь гораздо  более полно, чем в каролингских рукописях. Оттоновская миниатюра сначала опиралась на традиции раннехристианские и  каролингские традиции, однако  оформление  книг  уже отличается здесь невиданной роскошью.  В миниатюрах часто используется  золото,  которое  применяют  не  только  для  декора  отдельных  элементов,  но  и  для  сплошной  заливки  фона — сказалось  влияние  византийского  искусства,  усилившееся  после  приезда  принцессы  Феофано.

Принято выделять несколько основных школ оттоновской миниатюры — школа Райхенау (главная область императорских заказов), регенсбургская, кельнская школы и школа Фульды.

Самые роскошные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.

Монастырь Райхенау основан в 724 году епископом св.. Второй культурный расцвет Райхенау пережил во время Оттоновского Возрождения. Благодаря покровительству Оттонов I и II получила известность школа книжной миниатюры монастыря Райхенау. Иллюминованные рукописи этой школы  — самые  роскошные по оформлению книги  оттоновской  Германии.  Здесь  сложился  «имперский»  стиль,  отвечавший  вкусам  правителей  государства  и его элиты. Основные черты школы Райхенау — духовность содержания и экспрессия форм, типичные для оттоновского искусства в целом. В рукописях зрелого периода школы Райхенау появляются также золотые фоны, полностью «съедающие» пространство.

В школе Фульды складывается свой собственный стиль иллюминирования. Здесь особенно активно использовались каролингские решения – преимущественно восходящие к школе Ады.

Школа Кельна была уникальна характером стиля, который состоял из трёх компонентов – каролингская иллюминация, византийское искусство, творчество Мастера Registrum Gregorii. Здесь более заметно влияние античной живописи, следы античного «импрессионизма» и иллюзионизма.

В самой богословски нагруженной — в школе Регенсбурга, — формируется создание смысла композиции путем взаимоналожения нескольких сцен. Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало пристрастие к развитым орнаментам и стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов.

Эхтернахские кодексы отличались роскошью, большим форматом и большим количеством миниатюр.

До  конца XII в. книгописание в Западной Европе было сосредоточено в монастырских скрипториях, где работа шла медленно и разделение труда было минимально. Часто большая книга переписывалась одним писцом  на протяжении многих месяцев, а порой и лет. Иногда этот переписчик был также и иллюминатором рукописи. Порой здесь же в монастыре изготовлялся и пергамен. Случалось даже, что от необработанной шкуры до готовой книги все работы выполнялись одним человеком.

Нормандские завоевания привели Англию непосредственно в лоно континентального искусства, где началась группировка французских, английских и фламандских школ, которая, при поощрении растущим общением и движимая общими импульсами, привела к становлению иллюминаторов Северо-Западной Европы со второй половины XII века. Фон миниатюры XII и последующих веков становится полем для украшения, таким образом возникла практика заполнения всего пространства листа золотом, практикуемая в византийской школе. Следует отметить почтительное обращение с фигурами святых, которые были одеты в традиционные одеяния ранних веков, в то время как другие фигуры в миниатюрах носят обычную одежду этого периода.

С возрождением искусства иллюминирования в XII веке украшение рукописей получило мощный импульс. Художники того времени преуспели в бордюре, в миниатюре также присутствует энергичный рисунок с широкими линиями и тщательной прорисовкой драпировок. Художники стали больше практиковаться в рисовании фигур, и хотя до сих пор существовала тенденция повторять одни и те же предметы в общепринятой манере, индивидуальный стиль художников произвел в этот период много миниатюр очень разного характера.

К XIII в., с развитием городской культуры и с увеличением спроса на книги в светской среде, само производство книг в значительной части переходит в руки городских ремесленников.

Англо-ирландское искусство иллюминированной книги в VII – IX веках

Англо-ирландская книжная миниатюра раннего Средневековья – самобытный жанр изобразительно-художественной формы, который проявился в религиозных книгах, переписанных и украшенных монахами на территориях Ирландии и англосаксонских королевств в VI–IX в.в.

Появление первых иллюстрированных рукописей на англо-ирландских землях относят к VI веку. От этого и следующего столетий дошли свидетельства мастерства островных переписчиков в виде книг.

Книга была принята языческими народами Британии не столько как источник знаний по христианской вере, сколько как магический артефакт, дар нового христианского бога – освящающий жизнь, обещающий торжество добра над злом, дающий силу и оберегающий от врага.

Вскоре после того, как св. Колумба основал первый монастырь на острове Айона (563 г.), на юго-востоке Англии появился монастырь Кентербери (ок.600 г.), а в 635 г. св. Айдан основал монастырь на острове Линдисфарн.

С появлением монастырей сначала в Ирландии, а затем и в Британии начинается переписывание текстов Священного Писания, литургических и теологических книг. Переписывание книг было одной из главных обязанностей монахов. Поскольку ирландцы считали своей основной задачей миссионерскую деятельность, чаще всего они переписывали тексты Нового Завета. Декор этих рукописей — одно из высших достижений книжного искусства европейского средневековья. Пожалуй, нигде больше не вкладывали столько усилий и терпения в оформление книг, чтобы создать роскошное обрамление священного текста. Такое отношение к книге определило характер ее украшения.

На Британских островах слагается и получает широкое распространение орнаментальный стиль, особенно  выраженный в книжной миниатюре. Характерные особенности этого стиля – линейно-плоскостная трактовка форм и геометризм, которые проявились и в изображении человека.

Этот стиль окончательно сложился во второй половине VII века в Западной Англии, в Нортумбрии.  Из нортумбрийских монастырей вышли все лучшие рукописи этой школы, главнейшими из которых являются несколько евангелий — так называемая «Книга из Дурроу» (ок. 700 г.), «Келлская книга» (начало VIII в., Дублин), Евангелие из Эхтернаха (середина VIII в.) и Сен-Галленское Евангелие (VIII в.).

Близость к оформлению изделий из металла и имитация эмалей с разделением пространства на отдельные сектора, заполненные разными цветами, определила основные стилистические черты ирландских рукописей — линейность, плоскостность, сочетание сильного контура с яркими локальными цветами. Плоскостной характер изображения, отсутствие глубины и объема, ковровое заполнение страниц и «боязнь пустого пространства» долго сохранялись в рукописях Северной Европы.

Книжное письмо в Англии и Ирландии становится объектом украшения. Начальные страницы книг или их частей открываются крупными инициалами сложных и даже вычурных очертаний. Они сложно орнаментованы очень характерными для этой культуры изощренно-многообразными и порой филигранно мелкими плетениями. Иногда и весь текст на такой начальной странице не пишется, а скорее вырисовывается подобными же нарядно украшенными и относительно крупными буквами и составляет вместе с инициалом плоскостно-декоративную композицию в узорной рамке. Все это раскрашивается голубой, желтой и кр