Строго говоря, миниатюра Древнего Египта — не книжная, а скорее папирусная.
Первые известные науке книжные иллюстрации были созданы еще в Древнем Египте. Ими стали рисунки в папирусных свитках египетской «Книги мертвых» (ок. 1200 г. до н.э.). Традиция сопровождать цветными иллюстрациями текст, написанный на папирусе, впоследствии была усвоена иудеями и эллинистическим миром, а затем и римлянами.
Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций – суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.
Книга мёртвых Ани
Около 1250 года до н.э. Западные Фивы Лондон, Британский музей.
Иллю стра ции, кото ры ми бога то укра ша лись «Кни ги мерт вых», слу жи ли добав ле ни ем к тек сту — рису нок вос про из во дил соот вет ст ву ю щее опи са ние. Место, кото рое эти рисун ки зани ма ли, не все гда соот вет ст во ва ло тек сту, кото рый ими иллю стри ро вал ся.
Виньетка к вводному гимну Осирису. Гимн обращен к богу Осириса, стоящему в наосе со своей супругой Исидой.
Глава 110 (фрагмент).
Глава 125. Одна из ключевых глав всего папируса, то, ради чего он создавался - суд Осириса, где взвешивают сердце умершего, которое должно быть "пусто от зла всякого". После этого умерший становится "правогласным" и способным "выходить в день", т.е. жить такой же жизнью, как и на земле, но "вечно и бесконечно".
Глава 144 (фрагмент). В главе описываются и изображаются семь врат загробного мира, которые должен пройти умерший. Врата охраняются стражниками с ножами в руках. Текст представляет собой заклинания, с помощью которых покойный минует врата, лично обратившись к каждому привратнику.
Глава 146 (фрагмент). В главе описываются 21 "таинственные врата Дома Осириса на Полях тростника". Каждый проход оформлен по-своему и охраняется привратником, к которому умерший должен обратиться лично, зная соответствующее заклинание.
Глава 27. "Изречение, чтобы сердце человека не забрали от него в загробном мире". На столике находится сердце Ани.
Глава 89. "Изречение, чтобы дать "Ба" воссоединиться с телом", т.е. с изображенной на виньетке мумией.
Глава 92. "Изречение, чтобы открыть гробницу для "Ба" имярек". Ани изображен открывающим дверь и выходящим из гробницы, его защищает собственная "Ба".
Главы 155, 156, 29b и 166. Изображены амулеты "джед" (столб Осириса), "тит" (узел, или кровь, Исиды), "сердце", "подголовник".
Главы 185 — 186 (левый фрагмент). В наосе стоит бог Сокар-Осирис, позади которого - жертвенный стол с обильными жертвами.
Главы 185 — 186 (правый фрагмент). Богиня Таурт в образе самки гиппопотама совершает воскурение перед жертвенным столом (слева, на предыдущем фрагменте). Справа изображена богиня Хатхор, Владычица Запада, выглядывающая из-за горы - обозначения фиванского некрополя, - на фоне которой стоит гробница Ани.
Главы 44-46. Названия данных глав звучат следующим образом: "Изречение, чтобы не умереть снова в загробном мире", "Изречение, чтобы не гнить в загробном мире", "Изречение, чтобы не страдать и быть живым в загробном мире". Слева Ани сидит перед жертвенным столом, в центре его мумию держит Анубис - бог бальзамирования, справа - "Ба" Ани.
Главы 58-59. Обе главы называются одинаково: "Изречение, чтобы дышать воздухом и иметь власть над водой в загробном мире". Ани и его жена Туту стоят в пруду, держа в руках маленькие паруса - символы дыхания и воздуха - и подносят воду к губам. Справа Ани получает воду и пропитание от богини в образе дерева.
Главы 80-81а. Главы называются так: "Изречение, чтобы превратиться в лотос". Лотос - символ ежедневно рождающегося солнечного божества и вечной загробной жизни покойного. Справа изображено божество с солнечным диском на голове, облик которого Ани желает принять.