Оттоновская книжная миниатюра

Это заготовка статьи о книжной миниатюре Оттоновского периода. Вы ничем не можете помочь автору для улучшения данной статьи, увы — автор будет ковыряться сам.


Оттоновские евангелиарии. Цикл полностраничных иллюстраций в Оттоновском ренессансе и в XII в. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Проблемы византийских влияний. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля. Школы Оттоновской миниатюры. Расцвет скриптория в Хильдесхайме при аббате Бернварде (993-1020). Библия Бернварда, Сакраментарий Бернварда, Евангелие Бернварда – пример символико–аллегорической интерпретации, «умозрительной» иконографии. Эклектизм, отсутствие стиля – пример школы, формирование которой связано только с деятельностью конкретной исторической личности (аббата Бернварда).


«Оттоновское Возрождение» — краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы.

Названо так по названию династии, правившей в Германии и Северной Италии с 919 по 1024 год, три представителя которой носили имя Оттон. Данный стиль искусства не совпадает в точности с хронологическими рамками правления Саксонской династии, захватывая также период Салической династии, чьё искусство не имеет специального названия.

В традиционной периодизации истории искусства, Оттоновское искусство следует за Каролингским искусством и предшествует романскому, хотя чёткой границы между ними нет. После смерти Карла Великого традиции оформления рукописей были сохранены в скрипториях Реймса, Тура и Меца. С IX века каролингская традиция начинает подвергаться ещё большему островному влиянию (так называемому франко-саксонскому), что привело к новой эре в оформлении книг — оттоновскому периоду (с Х века). Как и эти указанные стили, Оттоновское искусство было преимущественно локализовано в нескольких небольших городах и важных монастырях, при дворе императора и его главных вассалов.

Образование в оттоновскую эпоху распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская (вторая половина X века). При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов.

Конец X — начало XI столетия были «золотым веком» немецкой средневековой миниатюры. Число дошедших до нас иллюстрированных рукописей позволяет гораздо более отчетливо проследить ход развития оттоновской живописи, чем фрагменты монументальных росписей.

Общая характеристика

Подъем книжного искусства был связан с монастырской реформой, предпринятой императорами Оттоновской династии. Установив власть над епископальной Церковью, императоры стремились подчинить себе непосредственно и крупнейшие аббатства. Первыми были монастыри Лотарингии (близ Метца и Трира), Швабии (на острове Рейхенау) и Баварии (Регенсбург), за которыми последовали и другие. Скриптории этих монастырей стали изготовлять рукописи по заказам императоров, придворных и высшего духовенства. Чаще всего это были Евангеларии или книги, связанные с богослужением, также как Перикопы и Сакраментарий.

Поэтому основными сюжетами миниатюр становятся эпизоды Нового Завета, который иллюстрируют теперь гораздо более полно, чем в рукописях каролингской поры. Как и монументальная живопись, оттоновская миниатюра опиралась первоначально на традиции раннехристианского и каролингского искусства, однако оформление книг отличается невиданной ранее роскошью. Впервые в миниатюрах широко используется золото, которое применяется не только для декорировки отдельных элементов изображения, но и для сплошной заливки фонов. В этом сказалось влияние византийского искусства, особенно усилившееся после приезда принцессы Теофано.

Памятников книжной миниатюры Оттоновского периода сохранилось довольно много. Как и архитектура, книжная иллюминация была связана в первую очередь с каролингскими, потом — с византийскими образцами. Главными заказчиками миниатюр остаются императоры, однако уже к началу 11 в. с императорскими заказами начинают конкурировать монастырские.

Принято выделять три основных школы оттоновской миниатюры — школа Райхенау (главная область императорских заказов, правда, Ч. Додвелл считает, что рукописи, относящиеся к этой школе, изготовлены в Лорше и Трире), регенсбургская и кельнская школы.

Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.

Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау, «счастливом острове» на Тегернзее в Баварии. Уже в конце 10 в. Герон, архиепископ Кельнский и Эгберт Трирский обращаются в Райхенау (Augia dives) с заказами, в начале 11 в. — Генрих II заказывает там рукописи для Бамбергского собора; к середине 11 в. — Генрих III Франконский делает свои заказы уже в Эхтернахте.

О месте возникновения оттоновского книжного искусства высказывались разные точки зрения. Долгое время становление новой художественной традиции связывали с мастерскими острова Рейхенау, где изготовлялось огромное количество рукописей для императорского двора и духовенства, однако теперь большинство исследователей склонно искать ее истоки в декорировке рукописей скрипториев Лотарингии и в особенности Трира. Во главе трирской епархии стоял в 977—993 годах архиепископ Эгберт, занимавший должность императорского канцлера при Оттоне II. Эгберт покровительствовал развитию книжного дела и был заказчиком ряда роскошных рукописей. В оформлении их принимал участие выдающийся художник, индивидуальный почерк которого удается проследить в миниатюрах ряда рукописей. Условно его именуют «Мастером св. Григория». Рукопись эта, содержащая послания Папы Григория 1 Великого, была заказана Эгбертом около 983—985 годов и подарена собору в Трире.

От нее дошли лишь два разрозненных ныне листа, хранящихся в Трирской городской библиотеке и в Музее Конде в Шантийи. Оба листа украшены большими страничными миниатюрами, принадлежащими к числу шедевров оттоновской книжной графики.

Особенности

Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

Чтобы представить себе, чем отличается оттоновская миниатюра от каролингской, достаточно посмотреть на несколько явно копийных рукописей. Так, Лоршское евангелие придворной школы Карла явно послужило образцом для евангелия Герона — одного из первых заказов в Райхенау. Лист с Христом на троне в круглом сиянии славы сохраняет общую композицию, тип Эммануила, позу и жест, но теряет все то, что составляло неотъемлемую часть раннекаролингской миниатюры — составные рамки, включение надписей во фронтиспис, «окошки» с пространственным изображением ангелов, объемный меандр. Те же процессы видны в раннеоттоновской псалтири Эгберта Трирского — пурпурные фоны заняты лишь византийскими орнаментами и крупными, во весь лист, фигурами заказчиков. Фигура укрупняется, тип лица сменяется с римского портрета времени Августа на константиновский, исчезает перспектива, орнамент становится крупнее и проще, одним словом, структура изобразительного поля становится совершенно другой — отныне искусство интересует только человеческая фигура, экспрессия лица и жеста.

Используя каролингские образцы, мастера оттоновского периода заимствовали из них прежде всего классические пропорции человеческой фигуры, а также некоторые иконографические формулы, например изображение сидящих на троне под арками евангелистов. Вместе с тем в их произведениях усиливается заложенное еще в каролингском и англо винчестерском искусстве стремление к экспрессии.

Нередко оно приводит оттоновских художников к деформации человеческой фигуры. Причудливо изогнутые тела, непомерно вытянутые руки или преувеличенно длинные пальцы, выкатывающиеся из орбит глаза становятся признаками оттоновской миниатюры, в особенности в рукописях школы Рейхенау. С течением времени книжная иллюстрация оттоновского времени отходит и от живописной манеры раннехристианской и каролингской миниатюры, приобретая черты плоскостности, графичности и локальности цвета.

Любимый тип рукописи этого времени — евангелистарий или перикопы — сборник евангельских чтений. Таков т.н. кодекс Эгберта 985 г., включающий 55 миниатюр — 4 портрета евангелистов, посвятительная миниатюра с писцами Керальдом и Херибертом, и 50 новозаветных сцен, занимающих целый лист или часть листа. Здесь наравне с использованием ранних прототипов прослеживается рождение нового типа изображения — группы фигур в абстрактном пейзаже — с простым однотонным поземом и рассветно-закатным, отмытым от бледно-розового до бледно-голубого, проникнутым сакральным холодом небом. «Отныне человек выделяется из природы и становится ее господином» — написал Жак Ле Гофф по поводу истории земледелия этого времени, но то же можно сказать и о структуре изображения.

Часто, в связи с появлением композиций на богословски сложные, неповествовательные темы, этот рудиментированный пейзаж делается и вовсе абстрактным — так, в замечательной миниатюре из Бамбергской песни песней, изображающей т.н. «Пурпурное восхождение», процессия святых движется от купели по спиралевидной облачной гряде на фоне бледно-розового неба вслед за персонификацией Церкви к стоящему на вершине этого завитка облаков Распятию.

——- вики ———

Школы

О монастыре Райхенау

Монастырь Райхенау

Монастырь Райхенау (нем. Kloster Reichenau) — бенедиктинский монастырь на острове Райхенау на Боденском озере. В одном ряду с Санкт-Галленским аббатством и монастырём в Фульде принадлежит к наиболее значительным памятникам эпохи Каролингов в Германии. В монастыре находятся церкви Свв. Марии и Марка, Свв. Петра и Павла и Св. Георгия, построенные в IX—XI вв. В монастыре сохранилась настенная роспись, считающаяся самой древней в Германии.

Монастырь включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году.

Основан в 724 году епископом св. Пирмином в преимущественно языческой на тот период времени Алемании. По легенде св. Пирмин, прибыв на остров Райхенау, изгнал с него водяных змей. Там, где на остров ступила его нога, забил родник.

Первый расцвет монастыря приходится на VIII—IX вв. — период христианизации Алемании. При аббате Хейтоне монастырь установил связи с Византией, в нём изучали греческий язык. Согласно «Книге побратимов» монастыря Райхенау в 870-е гг. в нём останавливался апостол славян святой Мефодий, изгнанный своими оппонентами из Моравии в Швабию, а также его греческие миссионеры-спутники. Скорее всего именно в Райхенау был составлен «Баварский географ» (традиционное название по месту позднейшего хранения в Мюнхене) — каталог этнонимов Центральной и Восточной Европы, где упоминается Русь (Ruzzi) и ряд неизвестных по другим источникам славянских и балтийских племён. Аббатом монастыря Райхенау в 40-х гг. IX в. был Валафрид Страбон.

Второй культурный расцвет Райхенау относится ко времени Оттоновского Возрождения. Благодаря покровительству Оттонов I и II получила известность школа книжной миниатюры монастыря Райхенау. В XI веке в монастыре жили и работали известный средневековый учёный и теоретик музыки Герман из Райхенау, а также Берно из Райхенау (аббат монастыря в 1008-48 гг.).

На рубеже X и XI столетий остров Рейхенау стал главным центром книжного искусства оттоновской Германии, монастыри которого находились под особым покровительством Оттона III и его кузена Папы Григория V, возведенного на папский престол в 996 году. Рейхенау стал центром монастырской реформы и важнейшей опорой трона.

Монастырь был секуляризирован в 1803 году. В 2001 году на острове поселилась небольшая группа монахов-бенедиктинцев.

Иллюминованные рукописи школы Рейхенау принадлежат к числу самых роскошных по оформлению книг оттоновской Германии. Здесь сложился «имперский» стиль, отвечавший вкусам правителей государства и его элиты. Однако Рейхенау был хотя и важным, но не единственным центром книжного искусства Германии конца X — начала XI века. Значительнейшие местные школы сложились при монастырях Кёльна, Эхтернаха, Фульды, Регенсбурга.

Все они в какой-то мере испытали влияние искусства Рейхенау, однако некоторые школы вырабатывают свою манеру.


Школа Райхенау-Трир

Одна из самых значительных в Оттоновской империи, выполнение императорских заказов. Начало – 60-е годы X века. Черты школы — духовность содержания и экспрессия форм, типичные для оттоновского искусства в целом. Сложение стиля – после 980 года. Отсутствие последовательной эволюции, многие группы рукописей стилистически противоположны.

Название школы связано с расположенным на одном из островов Боденского озера (верховья Рейна) монастырем Рейхенау, скрипторий которого на протяжении многих десятилетий был местом создания первоклассных иллюминованных манускриптов. В монастыре сосредоточились лучшие художники эпохи, что неудивительно, ведь император Оттон III и папа Григорий V деятельно покровительствовали обители. Это покровительство отчасти определило и характер художественной продукции скриптория – религиозные мотивы деятельно соперничали с политическими. Причем нередко для выражения истин политических (по преимуществу незамысловатых, вроде «Оттон III – могущественный государь, достойный преемник Карла Великого и древних цезарей») использовались религиозные аргументы. И наоборот, для донесения высоких духовных истин в роскошных манускриптах школы Рейхенау охотно использовался светский, мирской инструментарий создания «неизгладимого впечатления» – оклады оковывались золотом, украшались врезками из слоновой кости, до крайнего предела насыщались жемчугом и драгоценными камнями.

Круг ранних рукописей Райхенау (время епископа Трира Эгберта, 977-993):

  • Кодекс Эгберта (ок. 985, евангелиарий, один из лучших оттоновских манускриптов, развернутый христологический цикл, участие МастераRegistrum Gregorii и других художников).
  • Псалтырь Эгберта (ок. 983, серия блестящих инициалов во всю страницу под влиянием манускриптов из Сен Галл. Квадратный нимб Эгберта – свидетельство знания римской традиции).
  • Кодекс Геро (копия Евангелия из Лорша – проблема соотношения копии и оригинала в оттоновскую эпоху).
  • Сакраментарий Петерсхаузен – также копия листа с Маэстой из Лорша. Две особенности копирования – художник следует более точно каролингскому образцу, не переосмысляя его в духе новой эпохи и применяет иконографию Маэсты для изображения Богоматери (или Ecclesia). Сходство его орнамента с Кодексом Геро.
  • Особенности ранних памятников: стилистическое сходство с итальянскими рукописями IX века (Кодекс Эгина, Веронский кодекс, Верчельский кодекс) из-за общего сходства стиля Райхенау с искусством северной Италии.
  • Истоки влияния североитальянского художественного типа на ранних этапах сложения школы: А) подражание находящейся в Райхенау рукописи Изложения католической веры св. Амвросия (?), Б) обращение североитальянских художников и мастеров Райхенау к одним и тем же более ранним образцам (?).

Зрелый стиль Райхенау (так наз. стиль Лиутара) – вне классического искусства Мастера.

  • Евангелие Оттона III, Аахен (Евангелие Лиутара), ок.990 г. – поворот к новому, оттоновскому, стилю. Византийские влияния, особенно в иконографии христологических сцен. Сцена Апофеоза Оттона III – пример применения иконографии Маэсты для прославления императора. Опора на Комментарии св. Августина на Псалтырь (90 псалом).
  • Евангелие Оттона III, Мюнхен, ок.1000 г. Наиболее роскошный манускрипт Оттона III. Сцена Поклонение Оттону частей империи, Портрет евангелиста Луки.
  • Две рукописи с комментариями Ветхого Завета – Комментарии на пророка Исаию, Комментарии на Песнь песней, кон. X века. Уникальная иконография, сочетание инициалов с фигурами.
  • Кодекс из Бамберга, ок.1002. Евангелие нач. XI века (сейчас в Мюнхене) – Иисус Христос в древе жизни.
  • Евангелиарий Генриха II, около 1007-1012: вершина зрелого стиля Райхенау, кульминация экспрессии, передача иррациональных и мистических настроений. Поклонение волхвов, Три Марии у гроба Господня, Благовещение пастухам.
  • Апокалипсис из Бамберга, около 1020 — вторая рукопись, выполненная здесь для Генриха II.

Райхенау в 30-е годы XI века: апогей влияния школы, стиль становится образцом для очень многих скрипториев.

  • Евангелие из Лимбурга – выполнено для Конрада II.

Неспособность стиля Райхенау к изменению и эволюции к искусству XII века. С одной стороны – лучшее выражение оттоновского искусства в иллюминации, с другой – без перспективы к развитию в сторону романики. К концу в оппозиции XI века –к Кельну.

В рукописях зрелого периода школы Райхенау (т.н. группе Лиутара) появляются также золотые фоны, полностью «съедающие» пространство. Очень узнаваемый физиогномический тип, восходящий, видимо, к позднеримскому портрету, характерен для всех персонажей этих миниатюр. Не менее характерно тяготение к репрезентативным, догматическим сценам.

В одном из самых значительных памятников миниатюры этого времени — Евангелиарии Оттона III — евангелисты представлены не как обычно, пишущими за пюпитрами, а в триумфальной, исключительной, не получившей никакого развития иконографии — в мандорлах, несущими подобно атлантам свои символы и облака, наполненные пророками и ангелами. У подножий их тронов — источники воды живой с пьющими из них животными.

Правилом, а не исключением становятся посвятительные страницы с портретом заказчика-императора на троне. Римская императорская иконография, уже в 4 в. ставшая иконографией Христа, вновь возвращается к земному императору. Таков портрет Оттона II из «Регистра Григория» 980-х гг., где император восседает на троне под балдахином, окруженный персонификациями провинций. В Евангелии Оттона III портрет занимает уже целый разворот, император, сидящий на троне, окружен приближенными, а с другой стороны к нему приближаются четыре женских фигуры, несущие дары. Они олицетворяют четыре провинции Империи, завоеванные Оттонами в ходе славянских войн и похода на Рим — Германию, Рим, Галлию и Славинию. Обилие персонификаций — абстрактных понятий, географических объектов или добродетелей и пороков, изображенных в виде людей — явно римское наследие, и иногда оно принимает довольно курьезные формы. Христос во славе из Бамбергского евангелиария изображен в мандорле на фоне стилизованного Древа жизни, корни которого поддерживает полуобнаженная женская фигура — «Источник жизни», а каждый из символов евангелистов поддерживается своеобразной кариатидой в виде обнаженной по пояс женщины с истекающими от пояса струями воды — это персонификации райских рек.

Повествовательные циклы в рукописях школы Райхенау — результат полного исчезновения среды и превращения поля изображения в двухмерную плоскость. 2 горизонта — ближнего и дальнего плана, которые наметились в Реймской школе эпохи каролингов, превратились в двухъярусные композиции, такие, как Вход в Иерусалим из евангелия Оттона III, где отроки израильские, чтобы постелить свои одежды под ноги ослу, забрасывают их на второй этаж, вставая на цыпочки. Золотой фон, рассветное небо, архитектурный декор стали комбинироваться в одном поле — так, апостолы в сцене Омовения ног из той же рукописи, входят из холодного прозрачного неба в архитектурную ячейку, заполненной золотым фоном, а в сцене Казни Иоанна Крестителя темница изображена в виде маленького городка, зависшего в золотом фоне, и содержащего среди стен и башен одно только обезглавленное тело Иоанна., в то время как палач с мечом стоит внизу, на маленьком холмике перед золотым фоном.

Такое тяготение к абстрактности пространства, пафосу жеста и вынужденности позы ярко проявилось в иллюстрациях к т.н. Бамбергскому апокалипсису (ок.1020) — нужная степень абстракции, необходимая для передачи нашествия саранчи с человеческими лицами, съедения Иоанном книжки или изображения стеклянного моря, смешанного с огнем, в виде женского лица, уже была достигнута к этому моменту в оттоновской живописной традиции.

Еще один «пророческий» прием — немотивированная экспрессия, невидимый ветер, волнующий сразу во всех направлениях складки одежд абсолютно статичных фигур жен-мироносиц и крылья ангела в знаменитой миниатюре «Жены-мироносицы у Гроба Господня» из Перикоп Генриха II (1007-1012), в сочетании с пафосом жеста и взгляда обещающая стать одним из ведущих приемов зрелого романского стиля.


Фульда


Школа Фульды – старые традиции, расцвет скриптория в каролингские времена, прекрасная организация, сложение собственного стиля.

Сохранение каролингских влияний в конце X-начале XI веков.

Наиболее распространенный тип манускриптов – сакраментарий.

Кодекс Wittikindeus (970-980) – по утраченной каролингской модели. Стиль и орнамент – типичны для Фульды.

Сакраментарий из Фульды, кон. X века (сейчас в Геттингене, богатейший орнамент, серия сцен из Нового Завета, праздники святых, выбор сцен напоминает Сакраментарий Дрогона).

Влияние школы Карла Лысого.

Второй сакраментарий (сейчас в Берлине, конец X века). Лист с календарем – сохранение через каролингов античной традиции персонификаций календарей и портретов месяцев.

Лекционарий из Фульды, кон. X века.

Жизнь св. Килиана и св. Маргариты, конец X века – формирование типа иллюстрированного агиографического кодекса. Распространение этого жанра с XI века.

Часослов Оттона III из Майенса. Сцена Поклонения Оттона III Маэсте: значение византийских влияний.


Аббатство Фульда было основано в 744 году святым Стурмием, учеником святого Бонифация, став автономной единицей местной церкви и одним из центров христианской миссии в Германии. В монастыре был принят устав Святого Бенедикта. Уже при жизни св. Бонифация аббатство в Фульде обзавелось землями в Саксонии и Тюрингии. С 751 года аббат подчинялся не местному епископу, а напрямую папе римскому. К мощам св. Бонифация не иссякал поток пилигримов. При аббате Рабане Мавре в 822—844 гг. в монастырских стенах проживало свыше 600 монахов. К началу 820-х гг. восходит крипта, где хоронили братию (ныне церковь св. Михаила).

Фульда вошла в историю как один из центров каролингского возрождения. Отсюда рассылались миссии по всей Саксонии. Монастырь славился своим скрипторием и библиотекой, где хранилось не менее 2000 рукописей. В настоящее время основная часть монастырских архивов хранится в Марбурге.

Школа Фульды особенно активно использовала каролингские решения – преимущественно восходящие к школе Ады (Одной из первых по времени своего расцвета школ, центр которой следует искать, по-видимому, в районе Трира и Аахена или в Лорше. Ее называют часто «школой Годескалька» по имени художника, исполнившего между 781 и 783 гг. по заказу Карла Великого и его жены Хильдегарды наиболее раннее произведение этого типа — рукопись евангелия Парижской Национальной библиотеки. Эта школа также известна под именем «школы рукописи Ады» — по одному из ее шедевров, евангелию, переписанному около 800 г. для аббатисы Ады, предполагаемой сестры Карла Великого. Третий выдающийся памятник этой группы — евангелие, происходящее из монастыря Сен Медард в Суассоне (около 827 г., Парижская Национальная библиотека)).


Стиль Мастера Registrum Gregorii: один из лучших художников эпохи Оттонов и Средневековья в целом, знаток греческого языка, каролингских и византийских образцов. Работал для Эгберта и Оттона III. Корни его искусства – в поздней античности, очевидна опора на неизвестный античный манускрипт типа Кведлинбургской Италы. Исключительное для эпохи понимание античного искусства. Возможно занимался реставрацией и украшением старых рукописей (часто его листы включены в более ранние манускрипты). Его стиль – определяющий для искусства Трира времени Эгберта. Registrum Gregorii – после 983 г. (Оттону II поклоняются части империи, Григорий Великий со своим писцом). Участие в иллюминировании Кодекса Эгберта – Избиение младенцев, Иисус Христос и центурион, Лист с портретом Эгберта между монахами Керолдом и Херибертом. Сакраментарий из Лорша, ок.980 – Сцена Распятия с Марией и Иоанном. Евангелие Сент Шапель, ок.984 – Евангелист Иоанн и Иисус Христос во славе. Значение этого памятника для стиля Эхтернаха. Евангелие ок. 996 г. – последняя работа Мастера. Огромное влияние памятника на искусство Кельна.

Евангелие Санкт Максимина, Трир – под влиянием Мастера.


Школа Кельна


Школа Кельна – уникальный характер ее стиля, три основных его компоненты – каролингская иллюминация, византийское искусство, творчество Мастера Registrum Gregorii. Более заметное влияние античной живописи, следы античного «импрессионизма» и иллюзионизма. Развитие стиля с конца X до конца XI века. Особый расцвет – первые два десятилетия XI века. Устойчивость, богатство и разнообразие системы украшения манускриптов – орнамента, инициалов, портретов, исторических сцен. Местонахождение скриптория – Санкт Панталеон (?). Евангелие Санкт Гереон, после 996. В характерной таблице канонов, Маэсте, декоративных страницах, портретах Евангелистов — черты сложившегося стиля школы. Влияние Мастера Registrum Gregorii (оформление таблицы канонов, декоративных страниц). Византийская и античная традиция портретов Евангелистов – без символов. Сакраментарий Санкт Гереон, между 996 и 1002. Более заметное влияние Византии, особенно в решении новозаветных сцен: Святые жены у Гроба Господня, Стражники у Пилата, Благовещение. Сочетание византинизмов с чисто оттоновскими чертами – экспрессией, динамикой. Кодекс аббатисы Хитды лучший манускрипт. Подробный цикл Нового Завета — 15 сцен. Иисус Христос останавливает бурю, Крещение Христа.

Поздний период – 30-е и последующие годы. Группа рукописей, называемая “riche”. Эволюция стиля, особенно под влиянием искусства Райхенау. Кодекс Хиллинус – авторство художников из Райхенау. Евангелие из Бамберга, сер. XI века.

Конец XI века – трансформация стиля и эволюция в сторону романики. Рукописи группы “severe”. Евангелие аббатства Абдингоф. Сцена Миссии апостолов.


Совершенно особенная живописная традиция складывается в Кельне. Кельнская школа миниатюры связана как с ранним Райхенау, так и с византийскими влияниями. Кельнский архиепископ Герон (заказчик Распятия) сопровождал византийскую принцессу Феофано из Константинополя к жениху, Оттону II. Феофано впоследствии занималась завершением церкви Санкт Панталеон, в которой и пожелала быть похороненной. Византийские влияния видны уже в Сакраментарии из ц. св. Гереона в Кельне (996-1002), однако наиболее рельефно они выражаются в миниатюрах Евангелия Хитды (1000-1020). Свободная, живописная манера исполнения, с тональным, разбеленным колоритом, без золотых фонов, ассоциируется со стилем византийских миниатюр 10 в. — Парижской псалтири и Библии патриарха Льва. На византийскую пластичность фигур часто накладывается оттоновский пафос взгляда и жеста. Однако наиболее явно эллинистические влияния выражаются в стремлении к передаче среды через трехмерное тело. Этот прием виден в знаменитой миниатюры из кодекса Хитды — усмирении бури, где корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн, пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя — единственная правильная вертикаль — неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная способность Его повелевать ветру и буре, могла прийти только из византийского мира.

На миниатюре, отсылающей нас к евангельскому сюжету «Укрощение бури», мы видим Иисуса с апостолами в широкой парусно-весельной лодке. Иисус мирно спит, положив голову на локоть, в то время как надвигается катастрофа – лодка, попавшая в бурю, уже «покрылась волнами». Ученики Иисуса встревожены. Вторя сюжету, иллюстратор электризует зрителя ощущением близящейся беды: правый борт кренится в сторону зрителя, парус беснуется на ветру, а нос судна целит в толщу вод. Тревожная цветовая гамма также работает на усиление драматического эффекта.

Помимо очевидной композиционной и колористической самобытности, миниатюра примечательна тем, что в отличие от большинства ранних иллюстраций к сюжетам из Четвероевангелия эта изображает не с