Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Логические структуры повествования и описания одно­типны. Их составляющие (узлы повествования и элементы опи­сания) равноправны, а связь между ними сочинительная.

Для син­таксической структуры повествования характерна опора на гла­гольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наи­более отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие пре­кращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий.

В «чис­том» виде описания и повествования в газетных материалах встречаются редко.

Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определённых условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, поя­виться их обрывы, могут включаться фрагменты, в которых опи­сываются результаты действия.

В качестве основы текстовой конструкции может выступить и описание: «постоянное взаимодей­ствие повествования и описания создаёт возможность включить отдельный эпизод в более широкий контекст пространства и вре­мени, подводит к необходимости понять общий смысл отдельного события».

Повествование представляет собой, на первый взгляд, наибо­лее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествования, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась го­ворить, первую свою связную речь строят обычно как повество­вание. Педагогические методики учитывают это. «Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, –свидетельствуют воспоминания преподавателей Яснополянской школы Толстого, – были описания простых предметов, как-то хле­ба, избы, дерев и т. п.; но, к крайнему удивлению нашему, требова­ния эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь собы­тий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предме­тов – свиньи, горшка, стола – оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».

Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов.

В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы про­странственно-временных отношений, существующих в действи­тельности. Не случайно в старой риторической традиции было принято рассматривать повествование и описание как единство, «род слова».

Однако психология создания автором этих видов тек­ста и психология восприятия их читателем различны, и это суще­ственно для редактора. В чём причина относительной сложности описания? При чте­нии мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента опи­сания к другому, но в результате этого поэлементного знаком­ства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем чита­телю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способ­ствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в про­шедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не слу­чайно одна из функций настоящего времени глагола в граммати­ке имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. И тогда, когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть раз­личные глагольные формы, – они семантически близки к настоя­щему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их. Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.