Графические материалы: тушь, чернила, бистр, сепия

Тушь

Тушь — это краска на основе сажи. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь используют для рисования кистями и перьями — в основном металлическими и тростниковыми. Важный аспект для рисования тушью — выбор бумаги. Для работы перьями лучше использовать плотную гладкую бумагу, например — ватман или мелованную разной степени глянцевости. Для работы кистью подойдёт толстая бумага, равномерно впитывающая жидкость — акварельная, рисовая, бумага ручного литья. От выбора бумаги во многом зависит результат.

Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.

Китайская тушь

Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.

Эта популярная краска в продажу поступает в готовом виде, т. е. в соединении со свя­зующим веществом. Приготовление ее — специальность Китая — родины краски, где она фабрикуется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабрикуется и в Европе.

Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, полу­чаемой при сгорании кунжутного масла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибав­ляется и животный клей, и вся смесь ароматизируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, китайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых де­ревьев.

Из сказанного видно, что тушь в Китае производится различными способами и из раз­личных материалов, почему и качества продукта весьма разнообразны.

В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончай­шем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механиче­ской или химической обработки обратить в коллоидальное состояние, то величина крупи­нок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наиболь­шую красящую силу и приобретает красно-коричневый оттенок. Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги, и после высыхания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели при­меняются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый кол­лоидальный углерод.

В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, при­чем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре, который при высыхании нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.

Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде — во флаконах. Хоро­шей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным, слегка бурова­тым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворя­ется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сохнет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края мазков ее не растекаются.

Чернила

Чернила — жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов и штампов.

Долгое время (с древнейших времён до середины XIX века) чернила были отдельным от писчего инструмента материалом для письма — они хранились в специальной ёмкости, чернильнице, куда пишущий макал кончик пера или расщеплённой тростинки.

В наше время с чернилами чаще всего сталкиваются при работе с печатями и штампами, механическими самописцами, при письме авторучками. Отдельно стоит упомянуть изобразительное искусство и дизайнерские работы, где чернила могут использоваться для многих техник рисунка и оттискивания штампов.

Также чернила для письма перьями, приготовленные по особым рецептурам, до сих пор широко используются при оформлении особо важных документов, например, в органах власти и в нотариате.

В русском языке слово чернила происходит от слова чёрный (так же и в ряде других языков: греч. Μελάνη, фин. musta, швед. bläck), но это слово очень рано подверглось деэтимологизации: с глубокой древности известны чернила разных цветов.

Состав чернил

Любые чернила содержат следующие основные компоненты:

  1. растворитель или дисперсная среда в случае пигментных чернил;
  2. красящее вещество (пигмент в случае пигментных чернил);
  3. модификаторы (например, вязкости, смачиваемости, стойкости, консерванты, ПАВ и т. п.).

При изготовлении чернил для письма могут использоваться следующие химические вещества:

  • Растворители:
    • Дистиллированная вода;
    • Глицерин (также служит модификатором вязкости и скорости высыхания);
    • Этанол;
  • Красители:
    • Фуксин
    • Индиго
    • Метиловый фиолетовый
    • Сульфат железа(II)
    • Индигокармин
  • Модификаторы вязкости и скорости высыхания
    • Многоатомные спирты, такие как Изопропиловый спирт и Глицерин (модификаторы вязкости и скорости высыхания)
    • Сахара
    • Декстрины
  • Прочие модификаторы
    • Силигальмин
    • Латекс
  • Консерванты
    • Сульфацилин (консервант)
    • Этанол (также растворитель)
    • Щавелевая кислота (также модификатор смачиваемости)

Применяемые в составе чернил компоненты естественно не исчерпываются представленными наименованиями веществ.

Бистр

Bistre. Bister.

Краска черно-бурого цвета. Получается из сажи, добываемой при сгорании букового дерева, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Сходен с асфальтом по цвету и составу. Цвет варьирует от коричнево-жёлтого до чёрно-коричневого. . Применяется только в акварели. На свету сереет.

Использовался европейскими художниками XV — XVIII веков при рисовании пером и кистью. Позднее был вытеснен сепией.

Сепия

Sepia.

Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Получается из красильного вещества моллюска каракатицы, принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.

Применяется исключительно в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи.

На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели другие органические корич­невые краски.

Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых». Эти краски в торговле иногда называются улъминовыми коричневыми, или искусственной сепией. Но и натуральная сепия нередко подкрашивается крапп-лаком и умброй.

Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морских моллюсков — каракатицы, кальмара. Происходит из Ла-Манша и Средиземноморья. Современная сепия привозится из Шри-Ланки. Сепия имеет очень большую интенсивность цвета (окрашивающую способность). Секрет одной каракатицы способен окрасить и сделать непрозрачными многие тысячи литров воды в течение нескольких секунд.

Для приготовления сепии чернильные сумки головоногих высушиваются, мелко перетираются, и порошок кипятится в растворе щёлока. С помощью соляной кислоты краситель осаждают, отмывают водой и сушат при низкой температуре. Затем он тщательно перетирается с гуммиарабиком и в виде лепёшек поступает в продажу.

Сепия представляет собой сложное азотсодержащее вещество с отчётливым рыбным запахом. Растворима в щелочах и осаждается из щелочного раствора кислотами. Цвет свежей сепии почти чёрный, но через некоторое время становится красно-коричневым.
Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века в виде акварельного пигмента и чернил для рисования пером и кистью. Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины XVIII века (О. Фрагонар во Франции и другие).

В XX веке сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная. В ИК-области довольно непрозрачна.