Карандашная манера сочетает в себе два способа гравирования — химический и механический. Будучи созданной исключительно для воспроизведения рисунков, как самостоятельная манера она не получила широкого распространения. Зародившись во Франции в середине XVIII в. как типичная репродукционная гравюра, она была изжита появившимися позднее фотографическими приемами создания репродукций и с этого времени часто используется в качестве средства дополнения и исправления гравировальных досок, выполненных в других манерах.
Первым признаком гравюры, созданной в карандашной манере, является полная имитация следов, оставленных на бумаге графитным карандашом, сангиной, пастелью.
Химическое гравирование в этой манере осуществляется следующим образом. Полированную поверхность медной доски следует покрыть твердым лаком и затем закоптить факелом (аналогично подготовке офортной доски под гравирование травлёным штрихом). Штрихи, которыми переводится рисунок, выполняют рулетками, представляющими собой стальные колесики разных диаметров и с насечками различных конфигураций, свободно вращающиеся на металлических стержнях, укрепленных на рукоятках. На поверхности этих колесиков имеются различные острые насечки, которые оставляют на черной закопченной доске светлый фактурный след. При накатывании на поверхность лака комбинации из разнообразных фактур, создаваемых рулетками, получается изображение, которое после травления и печати на бумаге дает изображение, имитирующее рисунок карандашом или пастелью.
Оттиски, полученные с гравировальных досок, выполненных в травлёной карандашной манере, отличаются чистотой штриха, набранного точками — разнообразными по конфигурации, но с одинаковыми интервалами между ними. Каждая точка имеет четкую протравленную границу. В местах густого скопления точек немного видна белая бумага, что создает ощущение свежести и прозрачности в тенях.
Указанными выше инструментами можно гравировать отполированную медную доску и без нанесения кислотоупорного твердого лака, исключив, тем самым, процесс травления. В этом случае каждый след на полированной меди будет получен в результате вдавливания острых краев рулетки в металл, что сопровождается образованием вокруг каждой вдавленной точки небольшого возвышения (выдавленный металл), или маленького заусенца. При набивании углублений краской и последующем вытирании эти заусенцы удерживают незначительное количество краски, что придает каждому штриху и гравюре в целом мягкий, как бы увлажненный характер.
Как правило, на одной доске не совмещаются приемы химического и механического гравирования, поэтому, сопоставив несколько оттисков, легко распознать, каким именно способом карандашной манеры сделана та или иная гравюра.