Роль Греции в истории искусства, как и в истории мысли, несоизмерима со скромными размерами ее территории. Влияние греческого искусства распространилось далеко за пределы Греции на запад и на восток, оно ощущалось в течение долгих веков и сохранилось до наших дней.
Греки явились на смену народов, населявших ранее материковую Грецию и острова, и сформировались как нация примерно к VIII в. до н. э. Нашествия племен, двигавшихся, по- видимому, с Дуная, и наиболее мощное из них — нашествие дорийцев — смели огнем и железом эгейскую цивилизацию.
Отличительной чертой греков было стремление к независимости. Несмотря на то, что все они говорили на одном языке и имели общую религию, их города постоянно соперничали и воевали друг с другом. Древнегреческая демократия была, в сущности, олигархией, свободные граждане составляли незначительное меньшинство по сравнению с массой рабов и метеков, часто втрое и вчетверо более многочисленных.
Одним из важных последствий такого положения было то, что недовольные, политические изгнанники, искатели приключений покидали пределы страны, и
начиная с VII в. до н. э. греки начали основывать колонии на востоке и на западе. Их поселения служили источником распространения эллинской культуры в районах, прежде ее не знавших. Богатые греческие купцы из далеких колоний любили роскошь и, не довольствуясь товарами из метрополии, заказывали различные изделия местным ремесленникам, что приводило к созданию самобытных художественных школ, в частности в керамике.
За пределами метрополии греки обосновались: к северу от Пелопоннеса в Македонии и на побережье Дарданелл; к западу — в Южной Италии и Сицилии, на юге Франции и Испании; на востоке они расселились от Трои до Родоса, по северному побережью Черного моря, в Крыму и на юге Украины. Наиболее значительное влияние греческое искусство оказало на искусство Древнего Рима, а в новое время — на искусство Возрождения и стиль ампир.
Если мы ничего не знаем о греческой декоративной живописи, то в области керамики мы располагаем обширнымисведениями, ибо до нас дошли тысячи разнообразных сосудов. Первые образцы греческой керамики стали нам известны по раскопкам некрополя в Этрурии. Эти раскопки дали большое количество античной керамики, и поэтому все греческие вазы в течение некоторого времени назывались этрусскими, затем были найдены сотни ваз в Греции, на островах и в областях, с которыми Греция торговала, главным образом в Италии, где жили этруски, и в Крыму, где жили скифы. Упомянем на территории Франции раскопки некрополя на горе Энзерун близ Безье, а в Италии — в Спине близ Феррары, давшие интересные находки за последние полвека.
Обилие греческой керамики объясняется необычайно широким ее распространением и использованием. Керамические изделия служили для обиходных надобностей: домашняя посуда, тара для перевозки и хранения жидкостей, чаши для питья, бутыли для масла, флаконы для благовоний или мазей. Керамика использовалась и в торговле: кувшины и амфоры служили для хранения оливкового масла, вина и других продуктов; применялась она и для культовых нужд: вазы для жертвенных возлияний, сосуды для церемоний бракосочетания, погребальные урны, амфоры для масла, служившие наградой победителям Панафинейских игр. На некоторых из них изображено производство керамических изделий. На коринфском сосуде VI в. до н. э. (Париж, Лувр) мы видим сидящего горшечника; повернувшись налево, он одной рукой вращает гончарный круг, а другой формует изделие. Два готовых сосуда подвешены сверху и слева от мастера.
Материалом для керамики служила красная глина. Изделия формовались на гончарном круге, сушились, полировались, расписывались и,
наконец, подвергались обжигу при температуре примерно в 900°. Узор наносили черным блестящим лаком, который получали из закрепляемой с помощью уксуса смеси поташа (золы) и глины. Высокая ‘температура по-разному воздействовала на окрашенные и неокрашенные участки сосуда. Примесь окиси углерода в дыме играла важную роль при обжиге.
Существовали два главных вида техники вазописи, исторически сменившие друг друга: чернофигурный стиль, где роспись производилась черным по красному фону глины, и краснофигурный, где фон окрашивался черным, а незакрашенная глина образовывала декор. Белая краска употреблялась редко, еще реже встречаются другие цвета. Некоторые сосуды из красной глины окрашены черным лаком и не имеют никакого узора, ни живописного, ни гравированного. Они хороши своей строгой и изящной формой. Один из кубков, хранящихся в Национальной библиотеке (Париж), украшен магическим изображением глаз и объединяет в себе три разных технических приема: черный лак с гравировкой, подкрашенный белой и пурпурной краской; тонкий черный рисунок по незакрашенному красному фону; черный непрозрачный люстр.
Формы греческой керамики чрезвычайно разнообразны. Чаще всего встречаются около двадцати видов, всего же насчитывается более 350 видов. Упомянем также и фигурные вазы в
форме людей и животных, например в форме женской головы, италийские вазы в форме дельфина (Париж, Музей Пти-Пале), в форме собачьей головы, в виде оленя (Феррара, Археологический музей).
В наше время мы привыкли придавать большое значение личности художника, и были сделаны попытки выяснить имена авторов греческой керамики. В ряде случаев это оказалось нетрудным, поскольку некоторые изделия подписаны. Мы находим надписи различного типа: иногда обозначено имя горшечника или имя художника; иногда указаны оба автора, как, например, на знаменитой «вазе Франсуа»: «Эрготим сделал меня, Клитий расписал» (Флоренция, Археологический музей). В тех случаях, когда один мастер и сделал и расписал изделие, мы узнаем это из соответствующей надписи. На стамносе VI в. (Брюссель, Музей искусства и истории) мы видим изображение мастера Смикроса в минуту веселья, сделанное им самим. Мы знаем имена прославленных керамистов: в чернофигурном стиле — Эксекий, Амасис, Анакл, Никосфен; в классическом краснофигурном стиле: Эпиктет, Евфроний, Андокид, Гиерон, Дурис, Бриг, Мидий. От художников более поздних эпох нам зачастую ничего не осталось, кроме их имен, здесь же сами произведения говорят о своих создателях.
Иногда в процессе изучения деталей вазописи археологи делали вывод о принадлежности различных изделий одному автору, которого они условно именовали «Мастер Пана», Берлинский мастер и т. п. в ожидании находки, которая откроет нам подлинное имя художника.
Некоторые сосуды не имеют никакого декора, и их художественные достоинства зависят исключительно от гармоничности формы; такова племохоя конца VI в. (Женева, Музей). В вазописи нашли отражение все стороны жизни греков, среди мотивов преобладали изображения людей. На керамических изделиях мы встречаем жилые комнаты, мебель, известную нам только по этим изображениям, хозяйственную утварь, труд мужчин, их отдых и игры, работу женщин, картинки воспитания детей, сражения, фигуры воинов (вкл. XII), погребальные обряды. Наряду со сценами повседневной жизни мы находим сюжеты из эпической поэзии (Илиады и Одиссеи), лирики (Сафо и Анакреон), комедий; изображение зданий, статуй, фресок, сценки игры на музыкальных инструментах, танцы: мифологические и ритуальныесцены. Перед нами проходит вся жизнь, представленная иной раз с предельной откровенностью, так что на вазах можно встретить картинку попойки и другие сюжеты, взятые из жизни.
Рассмотрим на нескольких примерах использование декоративных мотивов. На аттическом канфаре с геометрическим декором (Мюнхен, Гос. античные собрания) мы видим извилистый узор, опоясывающий горло; на средней части тулова под несколькими горизонтальными полосами помещен фриз с розеткой из восьми лепестков в окружении крестов с изломанными концами. На знаменитом лаконском кубке Аркесилая из Кабинета медалей Национальной библиотеки (Париж) профиль украшен пальметтами, завитками, копьевидными гребешками и пунктиром. Мотивы меандра, ромба, треугольника, круга и полукруга нашли наибольшее применение в протогеометрическом и геометрическом стиле; примером может служить большая амфора из Копенгагенского музея.
Греческую керамику разделяют на стили:
- протогеометрический, X в. до н. э.,
- геометрический, IX—VIII вв. до н. э., из Аттики и Кикладских островов;
- ориентализирующий, VII в. до н. э., из Афин, Коринфа и Киклад;
- протокоринфский и коринфский, 675—550 гг. до н. э.; родосский, того же времени; аттический архаический чернофигурный, 625—550 гг. до н. э.;
- аттический классический чернофигурный, 550—520 гг. до н. э.;
- аттический архаический краснофигурный, 525—470 гг. до н. э.;
- аттический классический краснофигурный, 470—450 гг. до н. э.;
- аттический с белым фоном, 475— 440 гг. до н. э.;
- греко-италийский, VI—III вв. до н. э., из Керчи и Южной Италии;
- эллинистический, III — I вв. до н. э, из Малой Азии и Египта.
Приведенные даты являются, разумеется, приблизительными, например, чернофигурную керамику изготовляли и в архаический краснофигурный период. Тем не менее каждый из выделенных периодов имеет свои определенные черты. Так, в протогеометрическом стиле создавались сосуды с гармоничным и сдержанно величавым декором. Геометрический стиль интересен тем, что, с одной стороны, в вазах разрабатывались чисто геометрические мотивы, давшие ему название; с другой — в этот же период создавался декор из фигур людей и животных, который отличался смелой стилизацией и давал замечательный декоративный эффект на фризах: вследствие стилизации фигуры кажутся скорее узорами, чем изображением живых существ. Линии рисунка этого периода почти всегда ломаные, но иногда мы встречаем и красиво изогнутые линии, например на ойнохое из Вюрцбурга. Практиковался и рельефный декор, как, например, на родосском пифосе (Париж, Лувр) или кикладской амфоре из Миконоса, где дано изображение троянского коня с воинами, выглядывающими из маленьких окошек.
В стиле керамики VII в. до н. э. имелся ряд черт, ценных в декоративном плане. Наибольшими достоинствами отличались родосские и коринфские изделия с фигурами животных, расположенных горизонтальными полосами. Бегущие или идущие животные взяты и из реального мира (козы, птицы, быки) и из мифологии (крылатые грифоны, сирены— птицы с женской головой). Среди керамических изделий известно также несколько небольших фигурных сосудов, как, например, знаменитая ваза в форме совы (Париж, Лувр).
На VI в. до н. э. приходится расцвет аттических стилей, архаического и классического чернофигурного, а затем краснофигурного, от которых уцелело много