Миллефиори

Миллефио́ри (итал. millefiori — «тысяча цветов») — разновидность мозаичного стекла, как правило, с цветочным узором[1]. Поверхность готового изделия напоминает цветущий луг, чем и объясняется название.

История

Способ изготовления стекла в технике миллефиори был изобретён в древнем Египте. Во II веке до н. э. эта технология применялась в Александрии; позднее, в I веке до н. э., она была заимствована римлянами.

В XV веке технику миллефиори осваивают венецианские стеклодувы. К XVIII веку, однако, секреты изготовления этого стекла были утеряны. Возрождение состоялось лишь в XIX веке, когда муранские мастера не просто восстановили, но и усовершенствовали утраченные технологии.

С этого времени стеклянные изделия в технике миллефиори производились не только в Италии, но также в Англии и во Франции[3]. Однако в первую очередь миллефиори ассоциируется именно с Венецией, являясь одной из самых популярных разновидностей муранского стекла. Из него делаются бусы, подвески, пресс-папье, вазы, декоративные тарелки и пр.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» — трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. С ее помощью из полимерной глины мастера творят настоящие шедевры. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками. Но принцип везде один и тот же, — тот, что придумали итальянские мастера-стеклодувы с острова Мурано еще в далеком 14-м веке.

Технология

Разноцветная «нарезка»

texnika-millefiori
Техника миллефиори

Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики», имеющие в сечении нужный мастеру рисунок. Это может быть не только цветок, но и звезда, геометрическая фигура, животное, буква или дата. Чтобы получить такую стеклянную палочку, некоторое количество расплавленного стекла наматывается на железный прут и раскатывается по плоской поверхности. Из него формируется цилиндрик, который помещается затем в соответствующую форму. Далее мастер повторяет операцию, добавляя необходимое количество слоёв цветного стекла. Когда цилиндрик готов (обычно он имеет около 15 см в длину и около 8 см в диаметре), он снова нагревается и к обоим его концам прикрепляются железные прутья. Затем цилиндр вытягивается, становясь похожим на длинный и тонкий карандаш. Этот «карандаш» можно разрезать на сотни фрагментов, каждый из которых будет иметь на срезе заданный мастером рисунок.

Другой вариант создания узора — соединение самих стеклянных прутьев, которые сплавляются в единый пучок. Разноцветные прутья складываются так, чтобы «вязанка» имела в сечении необходимый рисунок, после чего их подвергают нагреванию. Получившийся толстый цилиндр также вытягивается и нарезается на маленькие фрагменты.

Из полученной «нарезки» составляется желаемый узор. Например, чтобы создать пресс-папье круглой формы, заготовленные цветные фрагменты располагаются внутри металлического кольца и промежутки между ними постепенно заполняются расплавленным стеклом, которое и скрепляет их между собой. Для создания стеклянного сосуда (например, вазы) узорчатые детали выкладываются на ещё не остывшую поверхность, после чего сосуд выдувается повторно.

Несмотря на то, что в наши дни изготавливается большое количество изделий в технике миллефиори, муранские мастера до сих пор осуществляют весь процесс вручную, так что каждый созданный ими предмет уникален.