Мягкий лак

Родственной манерой, в которой при гравировании печатной формы используется кислота, является мягкий, или срывной, лак. Эта манера своим названием обязана специфическому кислотоупорному лаку, которым покрывается гравировальная доска. В состав этого лака входит наполнитель (баранье сало), который делает его очень подвижным, позволяющим срываться с офортной доски при легком соприкосновении с ним, обнажая металл, делая его готовым к травлению. В зависимости от характера фактуры прикасаемого материала, от силы соприкосновения на поверхности печатной формы появляются обнаженные места, которые после травления образуют зернистые штрихи разной глубины.

Имея достаточно полное представление о процессе рисования на печатной форме, можно легко определить манеру мягкого лака и отличить ее от карандашной манеры, с которой ее сближают внешние схожие признаки.

На поверхность подготовленной доски с нанесенным на нее кислотоупорным слоем мягкого (срывного) лака осторожно накладывается лист тонкой и мягкой бумаги — зернистой и шероховатой стороной к лаку. Бумага и доска неподвижно закрепляются на столе, после чего мягкими карандашами на бумагу наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. В зависимости от нажима бумага больше или меньше прилипает к лаку, и когда ее приподнимают, она срывает лак с печатной формы, обнажая металл, готовый к травлению. При необходимости внести другую фактуру в рисунок можно заменить рисующую поверхность, например поместив между доской и бумагой тонкую материю или грубую марлевую ткань. В любом случае фактура оттиска с протравленной доски выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами, напоминающими карандашные. Гравюра, выполненная в манере мягкого лака, внешне похожа на мягкий, свободный, шероховатый и глубокий в тенях рисунок, представляющий собой комбинацию из зернистых штрихов и тоновых пятен, отпечатанных на бумаге в результате тиснения с помощью офортного станка.

При распознавании гравюры следует внимательно осмотреть чистые поверхности, на которых нет штрихов. Эти места на оттиске в большинстве случаев имеют точечные мелкие вкрапления краски. Дело в том, что на поверхность формы наносится довольно тонкий слой мягкого лака, и бумага, даже без нажима, под собственным весом прогибается и касается его, и ее шероховатая поверхность незначительно обнажает металл. В процессе травления кислота в этих местах «пробивает» лак, и при печати микроскопические точки появляются на чистых местах гравюры. Опытные офортисты знают об этом и стараются самые чистые места выкрывать кислотоупорным лаком. В таком случае на оттиске можно при большом увеличении заметить резкие границы этого выкрывания.

Границей любого оттиска служат фаски (косые срезы краев доски), которые выдавливаются на бумаге и являются также и краями печатающей поверхности. При создании гравюры в манере мягкого лака граница изображения отодвигается от фасок на 5—8 мм, образуя фасеты. Это чистое поле, обрамляющее изображение по всему периметру, получается в результате выкрывания его жидким лаком с целью предохранить края гравировальной доски от случайных захватов пальцами в процессе травления и промывки. Наличие чистых фасетт на оттиске также говорит о том, что гравюра, возможно, выполнена в манере мягкого лака, хотя такие фасетты могут быть и в акватинте.


Изображение на превью: Огурцы. Булат Раткевич. Мягкий лак.