Правила оформления гравюры

При систематизации коллекции гравюр, выполненных в технике глубокой печати, при определении манеры того или иного листа, необходимо знать традиционные термины, встречающиеся на старых оттисках, и общие правила оформления гравюры.

Принято считать, что любой лист авторского тиража является подлинником и полноценным художественным произведением, если он отпечатан и подписан самим автором. Подпись, как правило, делается твердым карандашом по влажной бумаге. В этом случае ее невозможно стереть без явных следов подчистки, так как карандаш глубоко врезается в бумагу.

Подпись ставится под нижним правым краем изображения, при этом указывается год создания гравюры (т. е. год создания доски, а не время печатания данного оттиска на бумаге). В левой стороне оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения.

В черно-белых офортах практикуется обозначение цифрами количества оттисков (тиража) и порядкового номера данного оттиска — так называемой сигнатуры. Например, сигнатура «4/30» означает, что автором с печатной доски было сделано 30 оттисков, и перед нами четвертый по счету.

Очевидно, что это правило установили не сами художники (которые нередко печатают тираж в несколько этапов, так как автору бывает сложно и порой просто невозможно предугадать потребность оттисков и определить размер тиража).

На обратной стороне оттиска принято писать фамилию и инициалы автора, название произведения, год исполнения, манеру и размеры гравюры (первая цифра — размер доски по вертикали, высота; вторая — по горизонтали, ширина).

В конце XVIII и в XIX вв. появились гравюры с небольшими рисунками на полях, так называемыми ремарками. Первые такие рисунки, как правило, не имели никакой связи с основным изображением и носили случайный характер. Выполнялись они сухой иглой: очевидно, это было своеобразной пробой материала и инструмента или отдыхом от работы над основным изображением. Впоследствии среди коллекционеров распространилась мода на такие листы, и некоторые художники уже специально гравировали на полях изображения, связанные с сюжетом основной гравюры.

Среди разнообразных надписей, сопровождающих основное изображение в гравюре, особое место занимали имена и фамилии мастеров, принимавших участие в процессе ее создания. Это имена авторов, создавших рисунок произведения (или перерисовавшего изображение специально для гравюры), имена самих граверов, работавших над печатной формой, имя печатника, печатавшего тираж, а также имя издателя гравюры. Подписи гравировались мелким шрифтом, тонкой строчкой под нижним краем изображения на латинском или родном языке автора (авторов). Обычно эти надписи гравировались в сокращенном виде. Ниже в скобках приводятся полные расшифровки сокращений, указывающих на специальности авторов, принимавших участие в процессе создания и издания гравюры.

Для автора произведения:

pinx. или pnxt. (pinxit) — писал, изобразил, нарисовал
inv. (invenit) — изобрел, сочинил
del. (delineavit) — рисовал, зарисовал

Для гравера: inc. (incidit), fec (fecit), sc. (sculpsit) — гравировал, вырезал

Для печатника:
imp. (impressit) — исполнил, выполнил

Для издателя:
exc. (excudit) — издал, изготовил

Тексты, гравировавшиеся над изображением, назывались надписями, они чаще всего помещались на книжных иллюстрациях и в серийных листах. Изображения эмблем, гербов, виньеток сопровождалось посвящениями, обращенными к высокопоставленному лицу или заказчику, при этом перечислялись все его титулы, звания, заслуги.

В нижней части оттиска нередко можно встретить так называемый адрес, в котором кроме имени издателя и названия фирмы сообщался и почтовый адрес.

В практике библиотечной, музейной и архивной работы часто встречаются старые термины, главным образом на французском языке, пришедшие, в основном, из репродукционной гравюры. Эти термины необходимо знать при определении и распознавании оттисков.

В процессе созданию гравюры делались пробы различных состояний гравировальной доски. Эти состояния назывались видами, а оттиски— видовыми оттисками и подписывались preuve d’etat.

Авторские оттиски, которые печатались художником для себя с законченной печатной формы и подписывались карандашом, назывались preuve d’artiste. Это лучшие оттиски, которые ценятся очень высоко. Остальной тираж доверялся в печать мастеру-печатнику. Художник из своих авторских оттисков выбирал один, который должен был фигурировать в качестве образца для печати, и этот экземпляр подписывался: modиle pour le tirage.

При создании резцовой гравюры очень часто в манере травлёного штриха гравировался предварительный рисунок, в качестве подготовки к работе резцом. Такой оттиск чистого офорта подписывался: eau-forte pure. Оттиски с печатной формы, которая еще не наполнилась всякого рода гравированными текстами, рамками и виньетками, назывались оттисками до подписи и отмечались: avant la lettre. Это также редкие и ценные гравюры.

Тираж, выполненный мастером-печатником в большом количестве экземпляров, носил название обыкновенных оттисков и обозначался: e preuves ordinaire.

Оттиски, печатавшиеся на случайной, бросовой бумаге, служившей в качестве очистителя печатной формы от краски, или печатавшиеся как пробные оттиски (для полного наполнения краской рисующих штрихов), назывались макулатурными оттисками, которые тоже коллекционировались и обозначались: e preuves de maculature. Возможности совершенствования приемов и техники офорта безграничны.

При современном уровне развития науки и техники, появлении новых материалов и инструментов рождаются и новые способы создания углубленной гравюры. Каждый автор привносит в этот способ гравирования и печати новые изобразительные возможности.