Стукко — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.
Изготовляется из обожжённого и измельчённого гипса (алебастра) с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры и крошки, также мела, извести и других материалов. Высыхая, стукко приобретает белый цвет и набирает большую прочность. Полированный стукко выглядит как натуральный мрамор.
Первой штукатуркой, использовавшейся со времен античности, является известковая штукатурка. Греки и римляне в изобилии использовали лепнину, а также фрески как имитацию мрамора на внешних стенах зданий, построенных из менее благородных материалов, для украшения очень тонких рельефов в интерьерах на стенах и особенно в хранилищах. Искусство лепнины распространяется в Средней Азии и Индии в эллинистический период. В Гандхаре, Пакистане, в Афганистане, в монашеских постройках буддистов на Шелковом пути, штукатурка издавна использовалась для изготовления многочисленных скульптурных ансамблей, где она использовалась одна или в качестве покрытия для скульптурного камня. Штукатурка была затем покрашена и, возможно, позолочена.
В Европе в течение первой половины Средневековья рельефные техники были очень тщательно продуманы и являлись главным украшением большинства дороманских зданий — преемников раннехристианского античного искусства, хотя и очень мало зданий сохранились до наших дней (один из лучших сохранившихся примеров можно увидеть в ломбардском храме в Чивидале дель Фриули). Если эта техника была важна еще в искусстве Каролингов, то она все меньше и меньше используется в романском и в готическом искусстве, в пользу развития в архитектуре резного камня и других видов искусства. Техника стукко была возвращена в моду итальянцами во времена Ренессанса и распространена по всей Европе. Она широко использовалась в декоративном искусстве барокко, рококо и неоклассики по всей Европе.
Превью: Отделка палаццо Бискари в Катании