Техника акварели и гуаши

Гуашь

Гуашью называется живопись, исполненная непрозрачными, плотными и кроющими клеевыми красками с примесью белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».

Источники XVI века упоминают о гуашевой живописи. В эпоху Возрождения гуашью пользовались для исполнения иллюстраций, подцвечивания рисунков, расписывания вееров, табакерок и т. п.

С XVIII века гуашевая живопись совершенствуется и становится широко распространенным видом живописи. Ею пользуются для написания подготовительных картонов, декоративных эскизов, иллюстраций и станковых произведений. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна, так как в состав красок входят белила.

Для гуаши готовят специальные краски, качество которых должно удовлетворять следующим требованиям.

Цвет и оттенок должны соответствовать эталонным образцам.

Паста краски должна свободно набираться на кисть

Высыхаемость при температуре 15—20° до 1 часа.

После высыхания поверхность накраски должна иметь матово-бархатистую фактуру, не образовывать трещин и не давать отлипа.

Разведенная водой краска должна ложиться ровным слоем и после подсыхания хорошо закрепляться на грунте или бумаге, не пачкать и сохранять нестирающуюся поверхность.

В тонких и толстых слоях без разведения водой накраска должна быть корпусной и ложиться непросвечивающим плотным слоем.

Не изменяться под действием солнечного света сама по себе и при смешивании с другими красками.

Сохраняться продолжительное время, не загустевая и не засыхая и легко размываться водой.

В качестве связующих веществ для гуашевых красок употребляются гуммиарабик, камеди плодовых деревьев, декстрин.

Связующее вещество готовится в виде клеевого раствора. Для получения красок, отвечающих основным свойствам, предъявляемым к этому виду материалов, вводят в связующее различные добавки: раствор сахара, глицерин, ализариновое масло, смоло-бальзамы, бычью желчь, фенол и др.

Чтобы придать краске плотность и укрывистость, в состав пигментов вносят различные наполнители: каолин, цинковые белила, бланфикс и т. п.

  • Клеевое связующее для гуаши (в весовых частях)
  • Клей (вишневый или гуммиарабик )………….20
  • Вода    70-100
  • Бычья желчь  2—3
  • Глицерин       10—15
  • Ализариновое масло            3—5
  • Фенол или тимол     0,5—0,7

Лучшими связующими веществами для гуашевых красок являются растворы гуммиарабика и вишневого клея, однако часть пигментов взаимодействует с этими клеями, переводя их в твердое, не растворимое в воде состояние. Твердеют пасты окиси хрома, стронциановой желтой, кобальт зеленый и фиолетовый, сиена жженая, хромовая желтая и парижская синяя.

Чтобы устранить затвердение, рекомендуется естественные гумми заменять декстрином или вводить избыток смягчителей: ализаринового масла, глицерина, меда, патоки и т. п. Количество декстрина по сравнению с гуммиарабиком берется почти вдвое больше.

Избыток клея в эмульсии может придать накраске некоторый блеск, нежелательный для этого вида красок, характерным свойством и особенностью которых является матовость. При недостатке клея в связующих накраски после высыхания плохо держатся на грунте и пачкают.

Лак увеличивает твердость пленки, уменьшает стираемость накраски и способствует получению матово-бархатистой поверхности красочного слоя, но при избытке смол паста часто отвердевает, не размывается водой и сильно при-липает к кисти. Глицерин или другие смягчители придают эластичность красочному слою и предохраняют его от засыхания, но при избытке гигроскопических веществ краска темнеет и ложится рыхлым слоем. Бычья желчь улучшает связь с грунтом.

При избытке воды краски становятся укрывистее и светлее, накраски после высыхания пачкают с образованием трещин в корпусном слое.

Гуашевые краски должны обладать большой кроющей силой и белесоватым видом. Для достижения белесоватого вида в состав пигментов вводят обычно белые наполнители: каолин, баритовые или цинковые белила. Лучшие белила для гуаши это каолин и бланфикс, т. е. мало активные вещества, они не взаимодействуют со связующим и пигментами. Бланфикс на клеевой основе имеет белизну, равную почти 100%.

Пигменты, применяемые в производстве художественных красок, имеют различную укрывистость и классифицируются по этому свойству на кроющие, полулессировочные и лессировочные.

Известно, что кроющая способность пигментов зависит в основном от разности показателей преломления связующего и пигмента: чем больше эта разница, тем выше укрывистость краски.

К пигментам, обладающим на клеевом связующем высокой укрывистостью, прибавляется очень небольшое количество белил, например, к английской красной, окиси хрома, киновари и др. Лессировочные и полулессировочные, безусловно, нуждаются в прибавлении белил в целях увеличения укрывистости.

Наименование пигмента     Цинковые белила     Каолин            Бланфикс

 

(в весовых частях)

Синий кобальт          30—50            40—60            25-40

Краплак красный      30-50  40-60  25—40

Охра красная 25-45  30-45  20-40

Английская красная 5—10  10—20            5-10

Киноварь       5—10  10-20  5-10

Кадмий красный      5-10    10-20  10-20

Охра   40—60            50-70  30-50

Сиена натуральная   70-100            80-110            60-90

Стронциановая         40-60  50-70  30-50

Окись хрома  5-10    10—20            5-10

Кобальт фиолетовый           20-30  20—30            15-20

Сиена жженая           20-30  20-30  15-20

 

Количество белил, которое нужно добавить к тому или иному пигменту в каждом отдельном случае, устанавливается опытным путем, исходя из интенсивности тона, яркости цвета, химического состава, степени дисперсности, а также от рода белил и его свойств.

Так, например, волконскоит и изумрудная зеленая при добавлении значительного количества белил становятся укрывистыми, но по цвету совершенно непригодны для гуаши.

Таблица на стр. 165 указывает соотношения пигмента и белил в гуашевых красках (из расчета на 100 частей основного пигмента).

В дальнейшем производство гуашевых красок проходит те же стадии технологического процесса, что и производство масляных, т. е. смешение пигмента со связующими, перетир на краскотерочных машинах до получения пасты средней густоты, легко набирающейся на кисть.

Очень густую пасту разбавляют водой или специальным составом разбавителя.

Количество связующего вещества для каждого пигмента различно и зависит от его физико-химических свойств.

Опытным путем установлено приблизительное количество связующего, необходимое для получения красочной пасты на вишневом клее, гуммиарабике или декстрине:

 

Название красок     Количество связующего на 100 г

Кобальт синий          170—210

Ультрамарин 70-90

Охра   60—110

Охра красная 110—120

Кобальт          зеленый         40—50

Сажа газовая 340—400

Сиена натуральная   70—100

Охра золотистая       100-120

Феодосийская           .70—100

Краплак красный      170—Л 0

Краплак фиолетовый           170-210

Английская красная 150-210

Кадмий красный      40—70

Белила цинковые     40—70

Белила баритовые    60—100

Каолин           50-100

Окись хрома  60—90

Парижская синяя      200-250

Стронциановая         .70—ПО

Хромовая желтая      70—100

Хромовая оранжевая           70—100

Сиена жженая           90—120

Количество клея в гуашевых красках должно быть достаточно, чтобы они хорошо закреплялись на бумаге, не стирались и не пачкали при трении пальцем о поверхность слоя.

Связующее гуаши состоит почти из тех же веществ, что и связующее акварели, т. е. в основном из растительных клеев, поэтому, как и в акварели, сильно загустевающие краски готовятся на декстрине.

Гуашевые краски для живописи должны состоять из пигментов прочных и светоустойчивых.

Для декоративных работ и плакатов можно ввести ряд менее прочных красок органического происхождения: литоль-шарлах, ганза желтый, виридин, а также из неорганических мало устойчивые — желтые хромовые.

Связующее рекомендуется приготовлять на декстрине:

(в весовых частях)

  • Декстрин желтый     100
  • Вода    250-280
  • Глицерин       30—50
  • Бычья желчь  10—20
  • Фенол 2—4

Водно-клеевые краски, в том числе и гуашь, при длительном хранении претерпевают целый ряд превращений, в значительной степени изменяющих их первоначальные свойства: желатинизируются, расслаиваются, переходят в нерастворимое в воде состояние, створаживаются при низких температурах. Эти изменения нередко делают краску совершенно непригодной к употреблению.

Гуашевые краски для декоративных целей выпускаются и в сухом виде, при смешивании влажной кистью они превращаются в пасту. Производство сухих гуашей значительно упрощает технологический процесс.

Сухую гуашь легко приготовить: для этого надо тщательно смешать тонкие порошки красок с желтым декстрином, добавив к смеси небольшое количество (0,5%) фосфата натрия для увеличения смачиваемое и фенола для предотвращения загнивания краски.

Клея для сухой гуаши берется несколько больше, чем для пастообразной.

Все водяные краски в той или иной степени впитываются внутрь грунта или бумаги и при испарении воды красочный слой разрыхляется, вследствие чего, особенно в корпусных слоях, образуются трещины и краски отслаиваются. Гуашевыми красками можно писать по бумаге, грунтованному холсту и картону послойно и несколько пастозно.

Для лучшего сохранения гуашевых красок можно закреплять их лаками.

Искусственный клей (поливиниловый спирт и тилоза).

Исследование поливинилового спирта как связующего показало, что краски, стертые на нем, переходят из обратимого состояния в необратимое (т. е. не растворяются в воде). Поливиниловый спирт испытывался нами в качестве связующего для гуашевых красок при соотношении:

Поливинилового спирта — 1 часть.

Пигмента — 5 частей.

Гуашевые краски, приготовленные на поливиниловом спирте, имеют чистый тон, укрывисты, прочны и совершенно не смываются водой.

Водорастворимая смола тилоза — твердая, белая масса с коричневым оттенком. Тилоза дает пленку немного темнее гуммиарабика, скорость высыхания пленки тилозы такая же, что и на гуммиарабике. Пленки полностью обратимые, эластичные и имеют хорошую адгезию к бумаге. Тилоза имеет недостаток — высокую зольность, вследствие чего пленки получаются несколько мутными.

Для приготовления декоративных гуашевых красок этот недостаток не окажет отрицательного влияния на их свойства.

Еще версия:

Состав этих акварельных красок, заключенных в стеклянные баночки, приближается к медовым краскам, но они жидки и содержат больше воды, чем медовые.

Связующее вещество гуаши может быть тождественным с акварельными, но может представлять собой и эмульсию. В последнем случае гуашь будет иметь темперный харак­тер, но краски ее будут высветляться при высыхании значительно сильнее, чем то наблю­дается в темпере.

Под именем «гуаши для декоративной живописи» (gouaches pour la decoration artistique) фирма Лефрана выпустила в продажу краски для живописи панно, макетов и то­му подобных декоративных работ. О связующем веществе этих красок сведений не имеет­ся. Большая часть ассортимента их состоит из красок, по-видимому, каменноугольного происхождения.

Потребность в такого рода красках у художников несомненна, так как обыкновенные акварельные и гуашные краски для названных выше целей совершенно непригодны.

Связующее вещество декоративной гуаши может быть разнообразно, во всяком слу­чае, оно должно быть дешевле гуммиарабика. Здесь может быть применим обыкновенный столярный клеи, у которого особой обработкой отнимается способность студениться, или тот же клей в смеси с растительным клеем. Наиболее лучшим связующим веществом по­добной гуаши будет пшеничный крахмал, обработанный щелочью.

Пшеничный крахмал является, как известно, одним из наиболее ценных видов крах­мала. Состав его более сложен, нежели состав картофельного крахмала, и клей, получен­ный из него, обладает хорошей связующей способностью, которая при известных условиях сохраняется продолжительное время. Таким образом, клей, полученный из одного пше­ничного крахмала, может уже служить хорошим связующим веществом для декоративной гуаши. Он не темнит краски подобно декстрину и гумми-арабику, вследствие чего они приобретают бархатную матовость, чего не дают другие связующие вещества.

Рецептура связующего вещества из крахмала будет такова:

Пшеничного крахмала…………………………………………………………………………………………….. 100 г.

Воды к нему……………………………………………………………………………………………… 1300 — 1350 г.

Едкого натра…………………………………………………………………………………………………………….. 7,2 г.

Приготовленные на этом связующем веществе краски ровно и хорошо ложатся — раскладываются на бумагу, грунтованный картон, холст и всякую матовую поверхность, причем сильно светлеют, приобретая легкий и звучный тон.

Красочный материал для декоративной гуаши может быть весьма разнообразным: здесь пригодны и минеральные краски и краски-лаки, не изменяющиеся от слабых щело­чей. Для красок же, страдающих от щелочей, связующее вещество подвергается нейтрали­зации посредством соляной кислоты, которая вводится в связующее вещество тотчас же по окончании его приготовления малыми порциями при постоянном помешивании. Для кон­сервирования клея в этом случае добавляется в него на 100 частей крахмала 3,5 части фор­малина.

Для плакатов и тому подобной живописи, кроме минеральных красок, можно приме­нять краски искусственные, органического происхождения, обладающие большой звучно­стью, каковы: литоль, пара-красная, гераниум-лак, зеленая виридин, фиолетовые, синие, желтые лаки, малахитовая зелень и т. п. При желании придать большую крепость связую­щему веществу декоративной гуаши можно ввести в раствор крахмального клея столярный клей. Рецептура при этом изменится таким образом:

Пшеничного крахмала……………………………………………………………………………………………… 100 г.

Воды к нему……………………………………………………………………………………………………………. 1400 г.

Едкого натра………………………………………………………………………………………………………………. 7,2 г.

Клея столярного…………………………………………………………………………………………………………. 10 г.

При чистом столярном клее не требуется особой дезинфекции, в противном случае пользуются фенолом.

Акварель

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками.

Акварель была известна еще в глубокой древности, но до XVII века не имела самостоятельного значения, ею пользовались для раскрашивания рисунков, черновых набросков и т. п.

Самостоятельное значение в живописи акварель приобрела, начиная с XVII века. Картины, исполненные акварелью, представляют собой вполне законченные произведения изобразительного искусства с достаточно глубоко разработанной манерой и техникой письма. Из русских акварелистов известны Брюллов К., Соколов, Бенуа, Врубель, Савинский и др.

Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Цвет по установленному эталону.

Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве, что достигается особенно тонким измельчением сухих пигментов. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.

Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.

При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета.

После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги. Связующие вещества для акварельных красок должны быть высококачественными: после высыхания легко растворяться в воде, обладать достаточно высокой степенью вязкости и клеящей способности, при высыхании давать твердую, не трескающуюся и негигроскопичную пленку.

В качестве связующих веществ в производстве акварельных красок применяются гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, вишневый, сливовый, урюковый и другой растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мед, сахар, патока и т. п.

 

Гуммиарабик

Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде и носящих название камеди или гумми.

По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот — например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей. После высыхания гуммиарабик образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную. Гуммиарабик в отличие от масла не вызывает изменения оттенка красок, но он недостаточно предохраняет пигмент от действия света и воздуха, так как слой акварельной краски значительно тоньше масляной.

 

Мед.

Главная составная часть пчелиного меда представляет смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16—18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

В акварели лучше применять фруктозу, т. е. некристаллизующуюся часть меда, отделяя от меда глюкозу кристаллизацией из спирта, воды или уксусной кислоты. Глюкоза имеет температуру плавления 146° С, растворяется в 3 частях воды. Мед, превратившийся в зернистую массу, состоит из кристаллов глюкозы. Если мед разбавить водой и нагревать в течение 5—6 часов при температуре 60—90° С, то он теряет способность кристаллизоваться.

Мед придает акварели мягкость и способствует сохранению краски в полужидком состоянии в течение длительного времени.

Декстрин

Декстрин относится к группе углеводов-полисахаридов. Получается декстрин при нагревании крахмала до 180—200° С или до 110° С с разбавленной соляной или азотной кислотами. Желтый декстрин легко растворяется в воде и образует густые клейкие растворы. После высыхания пленка декстрина мутнеет, становится гигроскопичной, поэтому декстрин применяется только в качестве добавки к основному связующему веществу. Акварельные краски на декстрине ровнее ложатся на бумагу, чем такие же краски на гуммиарабике.

 

Патока.

При кипячении крахмала в воде, содержащей серную кислоту происходит осахаривание. После осахаривания крахмала серную кислоту нейтрализуют мелом и нерастворимую серно-кальциевую соль (гипс) удаляют фильтрованием сахарного раствора, затем упаривают патоку до нужной консистенции.

Введение патоки в связующее предохраняет акварель от быстрого высыхания краски и сообщает красочному слою эластичность.

Глицерин.

Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Густая сиропообразная жидкость с водой смешивается во всех соотношениях. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии. Находится в качестве составной части в жирах и получается как побочный продукт при мыловарении. В акварели применяется после тщательной очистки и отбелки.

Вследствие большой гигроскопичности глицерин жадно притягивает воду из воздуха и сообщает красочному слою влажное и неустойчивое состояние; краска при избытке глицерина неровно и рыхлым слоем ложится на бумагу.

С увеличением глицерина в красочной пасте увеличивается глубина тона некоторых красок, а некоторые, например, синий кобальт, охра и сиена теряют присущий им чистый светлый оттенок и переходят в более темные — это явление объясняется высоким показателем преломления глицерина.

Глицерин сохраняет краску в состоянии полужидкой консистенции и сообщает красочному слою мягкость, ибо без смягчителей поверхность при высыхании покрывается сетью трещин. Большое, т. е взятое сверх нормы, количество глицерина неблагоприятно отражается на светопрочности красок.

Бычья или свиная желчь.

Выделяются печенью этих животных. Бычья желчь уменьшает поверхностное натяжение воды, улучшает смачиваемость пигментов и способствует ровному наложению акварельных красок на бумагу.

Незначительное прибавление в акварельные краски бычьей желчи уменьшает величину поверхностного натяжения жид костей и улучшает связь краски с грунтом и бумагой.

Желчь хорошо переводит масло в эмульсию, устраняет склонность акварели собираться в капли и способствует равномерному нанесению красок.

При избытке бычьей желчи в акварели краски проникают в глубь бумаги и окрашивают ее.

Бычья желчь приготовляется следующим образом: к 1 литру свежей желчи с 0,5% фенола прибавляется 0,3 литра спирта-сырца, содержимое хорошо взбалтывается и отстаивается в течение 3—5 суток, а затем фильтруется и освобождается от осадка.

 

Приготовление связующего.

В качестве связующего акварельных красок применяют растительный клей с добавлением различных веществ сахара, меда, бычьей желчи, глицерина и др., часть из них понижает поверхностное натяжение, другие усиливают прочность и придают эластичность красочному слою или сохраняют длительное время стабильность пасты.

Для различных пигментов применяется неодинаковый состав связующих веществ, так как пигменты по-разному взаимодействуют с отдельными составными частями связующего.

Изумрудная зеленая, содержащая борную кислоту, стронциановая желтая и свинцовые желтые, содержащие соли хромовой кислоты и бихроматы, переводят гуммиарабик в нерастворимое состояние, краски быстро отвердевают, не размываются водой и не берутся кистью.

Высокодисперсные пигменты, например, крапплак, часто вызывают желатинизацию красок. Слабо щелочные связующие изменяют оттенок берлинской лазури, а присутствие кислот вызывает обесцвечивание ультрамарина.

Связующее для акварельных красок в тюбиках можно приготовлять по следующей рецептуре.

  1. Гуммиарабиковое связующее для кадмия красного, оранжевого и желтого, кобальта синего и светло-зеленого, ультрамарина, краплака, сажи и цинковых белил. Состав (в весовых частях):
  • Гуммиарабик 40
  • Вода    40
  • Глицерин       15-25
  • Сахар или мед           2-4
  • Бычья желчь  2-3
  • Фенол 0,2—0 4

Количество глицерина для краплака и сажи может быть увеличено почти вдвое; в связующее для ультрамарина и кобальта светло-зеленого полезно ввести небольшое количество траганта, чтобы не расслаивалась краска.

П. Гуммиарабиково-декстриновое связующее для охр, сиен и других природных пигментов:

Состав (в весовых частях):

  • Гуммиарабик 30
  • Декстрин       10
  • Вода    40
  • Глицерин       15-25
  • Сахар или мед           3—5
  • Бычья желчь  2—3
  • Фенол 0,2—0,4

III.       Декстриновое связующее для стронциановой желтой и окиси хрома:

Состав (в весовых частях):

  • Декстрин       40
  • Вода    30
  • Глицерин       15—25
  • Бычья желчь  2—3
  • Сахар или патока……………3—5
  • Фенол 0,2—0,4
  1. Декстриновое связующее  с линолеатом калия для умбры натуральной и изумрудной зеленой.

Состав (в весовых частях):

  • Декстрин       40
  • Вода    30
  • Сахар или патока      2—5
  • Глицерин       15-25
  • Линолеат калия        1,5—2
  • Фенол           0,2-0,4

Линолеат калия предохраняет пасту от затвердевания. В эмалированную кастрюлю или бачок загружают раствор клея и к нему при перемешивании приливают растворы сахара, меда (или патоки), глицерина, бычьей желчи и фенола. После слива всех составных частей масса тщательно перемешивается до получения однородной пасты.

Полусухие акварельные краски в чашечках должны содержать достаточное количество глицерина, меда, сахара или патоки, но не избыточное, иначе краски плохо и неровно ложатся на бумагу.

Связующее из отечественных гумми.

СССР имеет огромные ресурсы различных видов гумми, которые по своим качествам могут вполне быть использованы в связующем акварели вместо импортного гуммиарабика.

Камедь фруктовых деревьев: вишни, черешни, сливы, урюка, миндаля и других по клеящим свойствам не уступает гуммиарабику.

Гумми выделяется из растений в виде прозрачных твердых масс, вырабатываемых ими для прикрытия поранений и других патологических явлений.

При гидролизе камеди дают смесь различных глюкоз:

гуммиарабик, арабинозу и галактозу, вишневый клей, арабинозу и древесную камедь — ксилозу. В состав фруктовых камедей входит церазин или метарабиновокислый кальций, не растворяющийся в воде, но набухающий в ней. В состав гуммиарабика входит гумми-кислота арабин, растворимая в воде. Содержание церазина в камедях зависит от времени сбора и климатических условий произрастания. В зависимости от количества арабика и церазина камеди различаются:

арабиковые (например гуммиарабик), церазиновые (например, вишневая, урюковая, сливовая и др.) и бессориновые — тарагант. Камеди плодовых деревьев не полностью растворяются в воде, частично набухают, образуя слегка желатинообразный раствор. Вишневая, сливовая и камедь терна еще в древности применялись как связующее для темперы и клеевой живописи, о чем в XII веке упоминает Теофил.

В русской рукописи, относящейся к XVI веку, указывается: «Прежде раствори в воде камедь, еже есть клей вишневый, белой, чистой». В сербских рукописях XVI и XVII веков упоминается камедь терна.

Художники нашего времени употребляют вишневую камедь для приготовления акварельных, гуашевых и темперных красок.

 

Вишневая камедь.

Ферганская вишневая камедь образует наплывы весом в несколько десятков граммов, от бесцветных или слабо желтоватых до коричневых оттенков. Перед употреблением всю камедь необходимо рассортировать на светлые, слабо окрашенные и темные куски и соответственно их окраске использовать для светлых и темных тонов красок. Почти бесцветные наплывы обычно можно собрать весной, в период первоначального выделения сока из дерева. Связующее, приготовленное из этих наплывов, по окраске не отличается от лучших сортов гуммиарабика, оно вполне пригодно для белых и светлых оттенков красок.

Растворимость вишневой камеди зависит от содержания церазина: наплывы весеннего сбора с меньшим количеством церазина полностью растворяются в воде на холоду и при слабом нагревании. Недостатком вишневой камеди является трудность растворения ее в воде и получения концентрированных растворов без уваривания. С водой вишневая камедь частично набухает и дает вязкие растворы, очень неудобные в работе.

Этот недостаток был известен еще старым мастерам: в письменных источниках XVII века имеется описание способа получения текучего и мало вязкого клея.

В плотно закрытом сосуде раствор вишневого клея ставится в теплое место на несколько суток, при этом в результате бродильного процесса и увеличения кислотности разрушается первоначальная гелеобразная структура клея, понижается вязкость, и раствор клея становится так же подвижным, как и раствор гуммиарабика. Уменьшить вязкость раствора вишневого клея можно посредством частичного гидролиза, т. е. обработкой 1— 2% раствором серной кислоты в течение 3—5 часов при нагревании до 40—50° С с последующей нейтрализацией кислоты мелом или углекислым барием. Небольшое количество осадка гипса или сернокислого бария можно отфильтровать.

Клеющая сила, т. е. способность сопротивления на разрыв при склеивании, отечественной камеди вишни выше гуммиарабика и декстрина.

Высококачественная акварельная краска при обильном разбавлении водой должна сохраняться в суспензированном состоянии, не свертываться и не отделять пигмента. Скорость оседания пигмента обратно пропорциональна стабилизирующей способности гумми, поэтому качество ее этим и определяется. Камедь с низкой стабилизирующей способностью образует неустойчивые суспензии акварели, и накраски их неровно хлопьями ложатся на бумаге.

Краски, приготовленные на отечественных гумми, хорошо берутся на кисть, ровным слоем ложатся на бумагу, и при сильном разбавлении водой пигмент не собирается хлопьями.

 

Пигменты для акварели.

Акварельные краски в отличие от гуаши и темперы должны быть прозрачными, что достигается прежде всего тончайшим измельчением пигментов. Такое измельчение достигается отмучиванием пигментов водой. При этом способе сохраняется структура пигментов и высокая дисперсность.

От степени дисперсности пигментов зависят основные свойства акварельных красок: прозрачность и ровность наложения красочного слоя.

Если пигмент грубый и недостаточно измельчен, то при разведении красок большим количеством воды частицы его будут оседать и при нанесении на бумагу ложиться пятнами и точками. Тонко измельченный порошок сохраняет первоначальное состояние, не выпадает в осадок и даже при смешении с пигментами различных удельных весов не расслаивается.

Для каждой краски величина частиц различна: для природных пигментов — чем тоньше они измельчены, тем они ярче и красивее, для кроющих красок принята величина в 1—5 микрон; изумрудная зеленая, кобальт синий и зеленый при крупном измельчении дают лучшие оттенки, но красочный слой имеет зернистую поверхность. В акварели прозрачность зависит от степени измельчения пигмента.

Часть пигментов при очень тонком измельчении теряет часть своей яркости и становится светлее (например, киноварь), поэтому измельчение для каждого пигмента имеет свой предел, т. е. оптимальную величину зерна.

В основном пигменты для акварели должны иметь следующие качества:

  • чистоту цвета; тонкую измельченность;
  • нерастворимость в воде; светостойкость и прочность в смесях;
  • отсутствие водорастворимых солей.

По многим признакам органические краски превосходят все другие искусственные и природные краски, но их быстрое выцветание при действии света и растворимость большой части из них в воде являются серьезным недостатком, ограничивающим применение их в акварельной живописи. Присутствие воды в акварельных красках оказывает сильное влияние на прочность органических красок.

Органические краски обладают чистым цветом, прозрачны и хорошо наносятся на бумагу, например, ганза Желтый, литоль шарлах, крапплак красный, фиолетовый и розовый, монастраль синий и т. п., но следует учесть, что слой акварельной краски подвержен более сильному изменению под влиянием света, чем слой масляной краски.

Незначительное присутствие буры или борной кислоты коагулирует камедь и переводит ее в нерастворимое в воде состояние. Нельзя требовать, чтобы пигмент был абсолютно химически чистым, но во всяком случае от вредных примесей необходимо максимально освобождаться, гарантируя тем самым неизменяемость красящих веществ при смешениях, а также прочность акварельных красок в живописи.

Пигменты, растворимые в воде, в производстве акварельных красок не применяются, потому что они легко проникают в бумагу, окрашивают ее и очень трудно смываются, нарушая общий колорит живописи.

В качестве белил в акварели можно применять лучшие сорта каолина или же бланфикса, обладающего высокой белизной и прочностью в смесях. Природные красящие земли и искусственные марсы представляют собой группу лучших красок в акварели благодаря высокой светостойкости и прочности в смесях.

Красный кадмий, английская красная, капут-мортуум и целый ряд других пигментов также незаменимы в акварели. Кармин — яркокрасная краска, весьма распространенная в акварели, но недостаточно светостойка и чернеет при смешении с железосодержащими красками.

 

Производство акварельных красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:

  1.  смешение связующего с пигментом;
  2.  перетир смеси;
  3.  подсушка до вязкой консистенции;
  4.  наполнение краской чашечек или тюбиков; 5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в мег