Основная и определяющая манера офорта, соединяющая в себе все наиболее характерные признаки глубокой печати, — это травлёный штрих. Данная манера еще называется классическим, или чистым, офортом. Она возникла в начале XVI в., первый оттиск датируется 1513 годом. Особенность гравирования в этой манере состоит в том, что тщательно отполированную гравировальную доску (медь, цинк, сталь) покрывают кислотоупорным лаком и затем высушивают. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. После чего оставшееся лаковое покрытие смывается с доски керосином (или другим растворителем). Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха.
Во время нанесения на гравировальную форму твердого кислотоупорного лака валиком или тампоном мелкие частицы пыли, присутствующие в лаке или на тампоне, выгорают при закапчивании доски, и кислота «пробивает» лак, вытравливая мелкие точки, не очень заметные на оттиске. Однако при тщательном рассмотрении оттиска при соответствующем увеличении можно заметить точечное вкрапление краски на чистых местах. Это говорит о том, что печатная форма подвергалась травлению кислотой.
Благодаря тому, что быстрое и подвижное гравирование острыми иглами происходит без значительных физических усилий, рисунок сохраняет непосредственность, а изображение — живость. Характер штрихов в офорте свободный в разных направлениях, имеет как легкие округлые, так и прямые и угловатые контуры. У линии штриха тупое начало и окончание.
В процессе создания гравюры происходит корректировка печатной формы. Автор шабером и гладилкой удаляет лишние штрихи, оставляя незначительные следы от них в виде царапин, помятостей формы, которые оставляют на оттиске легкий отпечаток, обнаружить который можно при сильном увеличении.
В некоторых случаях при печатании гравюры в манере классического травлёного штриха авторы делают затяжки мягкой тряпкой. По набитой краской печатной форме легко проводят в одном направлении (иногда в нескольких направлениях) по штрихам мягкой ворсистой тряпкой. Краска из штрихов вытягивается (отсюда термин затяжка) и придает штриху на оттиске легкое обрамление прозрачным фоном, слегка напоминающим аналогичный в гравюре сухой иглой. При более тщательном сравнении травлёный штрих легко можно отличить от штрихов сухой иглы. Для него характерны линии одинаковой толщины на всем их протяжении, плавная округлость в направлении движения и очень плавные и тонкие затяжки.
Следует отметить, что в процессе травления кислота травит награвированные штрихи не только в глубину, но и в ширину. Растравливание в ширину на разных металлах происходит по-разному. Меньше всего штрих растравливается на меди, поэтому на оттиске с нее он чистый и ясный, с четкими границами. На стали штрих травится в ширину чуть больше, поэтому штрих на оттиске получается жесткий, сухой, с незначительным разрыхлением. Больше всего травление в стороны происходит на цинковой пластине. При оттиске с такой пластины на бумаге очень хорошо видно ровный, бархатистый край штриха, а при близком расположении штрихов друг к другу получаются «стравки», т. е. совсем широко протравленные места, в которых не задерживается краска. Наблюдая эти признаки на оттиске и учитывая указанные особенности, можно определить, с какого металла была отпечатана данная гравюра.