Текстология как наука

Текстология как наука

Текстология изучает историю текста того или иного произведения. Этим произведением может быть и исторический документ, и художе­ственное сочинение.

Изучение истории текста дает объективные основания для интерпретации содержания и фор­мы произведения. История текста позволяет за­глянуть в глубину не только художественных произведений, но и различного рода документов.

В читательском восприятии произведения автору оказывается полное доверие. Автор ведет читателя по своей “последней авторской воле”. В текстологическом же исследовании произведения текстолог пыта­ется увидеть за последним текстом его историю. Текстолог действует вопреки авторскому наме­рению, восстанавливая историю текста произве­дения, изучая черновики, которые отнюдь не предназначались для читателя. Автор предлагает читателю свой последний текст так, как будто бы он был создан сразу от начала и до конца, без ко­лебаний и поисков, без ошибок и изменений за­мысла. Писатель создает более или менее “парад­ный” текст и не рассчитывает, чтобы к нему за­ходили с черного хода, читали его черновики. Все это нарушает текстолог. В этом смысле наруше­ние авторской воли - исследовательский долг текстолога. Его подход к произведению прямо противоположен тому, на который рассчитывает автор.

Изучение истории текста произведения не может ограничиваться установлением порядко­вого взаимоотношения текстов. Текстология изу­чает и характер самих текстов, цели, ради кото­рых они составлялись, причины их изменений и т.п. в пределах, необходимых для объяснения их истории.

В историю текста произведения входит его литературная история и внелитературная, твор­ческая .история памятника и все те нетворче­ские моменты, которые привели к изменению текста (случайные утраты и искажения, измене­ния под давлением цензуры, требований поли­тических организаций, гонорарных соображе­ний и пр.).

Главный методический принцип современной текстологии состоит в том, что история текста произведения изучается не в разрозненных “чте­ниях4' его отдельных мест, а как единое целое. Анализ отдельных разночтений и чтений текста ведется не изолированно в каждом отдельном случае и не для формального восстановления “первоначального”, авторского чтения, а послой­но в составе контекста с целью изучения исто­рии текста, установления всех этапов его жизни. Изменение одного места текста ставится в связь с одновременными изменениями других. Связь ме­жду отдельными изменениями текста устанавли­вается через их общее объяснение в личности творца текста (автора, соавторов и редакторов) - его идей, убеждений, психологии, художественно­го вкуса и пр.

Текстология - наука. Она имеет самостоятельный предмет изу­чения - историю текста произведений. Если не признавать устаревшим термин “вспомогатель­ные дисциплины” (такого рода признания есть и у нас, и на Западе), то это вспомогательная фи­лологическая дисциплина. Она остается фило­логической даже тогда, когда изучает историю текстов исторических источников (летописей, копийных книг, революционных прокламаций и пр.).

Текстология как область научной историко-культурной, филологической, историко-литературной, литературоведческой, книговедческой деятельности, теории и практики редакционно-издательских процессов

Специфика текстологии как специальной историко-литературной и научной дисциплины и области практической редакционно-издательской деятельности основывается на методах сравнительного историко-литературного анализа всей совокупности фактов истории замысла и написания классических произведений, их издания или публикаций, работы автора, редактора и других лиц над текстом этого произведения, его замыслом, формами и степенью воплощения данного замысла в авторском оригинале, черновиках, набросках, текстах прижизненных и посмертных изданий или публикаций, установления авторского текста и текста, отражающего посторонние вмешательства, редакторские, корректорские, технические ошибки, случайные опечатки.

Основной научно-практической задачей текстологической деятельности в литературоведении и редакционно-издательской практике является создание критического (научно установленного) текста классического произведения, т.е. текста классического произведения, полученного текстологом в процессе специального научного (сравнительного литературоведческого) анализа всех известных источников текста произведения: авторской рукописи, копий, черновиков, изданий, публикаций, материалов, связанных с историей написания и выпуска произведения (писем, дневниковых записей, воспоминаний, цензурных материалов, других официальных документов).

В ходе сбора и научного анализа этих документов устанавливается основной текст, т.е. авторитетный т., наиболее полно раскрывающий последнюю волю автора, содержательный смысл произведения, его литературную форму. В этот текст и вносятся все изменения и поправки по другим источникам текста издаваемого произведения.


Лихачев. Текстология. Краткий очерк.