Программа экзамена по курсу "Теория и методика редактирования литературного произведения"

  1.  Сущность и задачи редактирования
  2.  Предмет, механизм и общая структура редакторского анализа текста
  3.  Структура редакторского анализа по единицам текста
  4.  Структура редакторского анализа текста по целям аналитических действий (при оценке рукописи)
  5.  Структура редакторского анализа текста по целям аналитических действий (для улучшения рукописи)
  6.  Структура редакторского анализа по сторонам (качествам) текста
  7.  Общая схема редакторского анализа и редактирования
  8.  Основные условия высокого качества и эффективности редактирования
  9.  Анализ и оценка композиции произведения
  10.  Анализ и оценка рубрикации
  11.  Анализ и оценка фактического материала 
  12.  Анализ и оценка текста с логической стороны
  13.  Анализ и оценка языка и стиля
  14.  Методика правки текста
  15.  Зарождение редактирования. Признаки редактирования на ранней стадии славянской письменности.
  16.  Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как результат работы редакторов.
  17.  Общая оценка редактирования в древнекнижный период, роль переписчиков и переводчиков. Следы редакторской правки русских рукописных книг 15-16 вв. Участие Максима Грека, митрополита Макария, Ивана Грозного в редакторской работе, их вклад в развитие редактирования.
  18.  Свидетельства редакторского подхода к оформлению первопечатных книг. Первопечатники Франциск Скорина и Иван Федоров и их вклад в редакционно-издательское дело и редактирование.
  19.  Редакторские начала в издательской деятельности России 17 века. Рукописная и печатная книга. Элементы редактирования в подготовке рукописной книги. Деятельность Московского печатного двора. Тематика и виды изданий.
  20.  Организация подготовки изданий на Московском печатном дворе. Работа справщиков.
  21.  Выпуск богословских и светских книг. Редакторская деятельность Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева.
  22.  Развитие редактирования в издательской практике России 18 века. Редакционно- издательская и переводческая деятельность Феофана Прокоповича, Я. В. Брюса, Федора Поликарпова, М. П. Аврамова. Вклад в развитие редактирования А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.
  23.  Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети 19 века. Редакторские аспекты подготовки альманахов. К. Рылеев и А. Бестужев – редакторы альманаха «Полярная звезда».
  24.  Журнальные издания. Работа Н. М. Карамзина в журнале «Вестник Европы». Опыт редактирования журнала «Сын Отечества» Редактирование и издание научно-популярных журналов. Просветительская и редакторская деятельность Н. А. Полевого. Редактирование и издание «провинциального» журнала «Библиотека для чтения». Формирование книжных изданий. Разработка принципов издания собраний сочинений.
  25.  А. С. Пушкин-редактор. Редактирование «Литературной газеты». Альманах «Современник» (структура издания, авторский состав, читатели).
  26.  Разработка Пушкиным принципов оценки литературного произведения. Работа Пушкина с авторами, его пометы на полях рукописи.
  27.  Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов 19 века. Усиление роли редактора в формировании изданий. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» как общественно-политические издания. Значение деятельности В. Г. Белинского для развития редактирования.
  28.  Н. А. Некрасов – редактор. Разработка Некрасовым принципов отбора произведений в издания.
  29.  Русская бесцензурная печать за границей. Деятельность Вольной русской типографии. Редакторская работа А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Издание альманаха «Полярная звезда» и газеты «Колокол» (структура изданий, авторы, читатели).
  30.  Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов 19 века. Легальная и нелегальная печать. М. Е. Салтыков-Щедрин – редактор.
  31.  Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов 19 века. Выпуск «изданий для народа». В. Г. Короленко – редактор. Работа В. Г. Короленко с начинающими авторами. 
  32.  Редакторский опыт А. П. Чехова. Формирование А. П. Чеховым критериев оценки литературно-художественного произведения.
  33.  Особенности развития редакторской школы в начале 20 века (1900-1917). Решение проблемы авторской индивидуальности в редакторской работе. Выработка критериев, расширение и качественное совершенствование системы оценок редактируемых литературных произведений с учетом их жанровой специфики.
  34.  Редакторский опыт в советский период. Общая характеристика советской издательской системы, ее воздействия на формирование методологической базы редактирования, формы и методы работы редактора. Неоднозначность и историческая обусловленность редакторской работы на разных этапах общественной жизни.
  35.  Творческий и организационный опыт писателей как источник для анализа пути развития редакторской деятельности в советский период. Редакторская деятельность А. М. Горького, В. Я. Брюсова, А.А. Блока.
  36.  Роль С. Я. Маршака в создании методологии и методики редактирования детской литературы.
  37.  Развитие редактирования в области художественной литературы (опыт К. М. Симонова, А. Т. Твардовского), формирование требований к редактору.
  38.  Редакторская деятельность в современных условиях. Современный редактор как специалист в области издательского дела и редактирования, условия его успешной работы. Системность редакторской деятельности. Цель деятельности и книга как системообразующие факторы редакционно-издательского процесса. Специфические характеристики книги как продукта редакторского труда требования к ней. Составляющие работы редактора над созданием книги; замысел литературного произведения и концепция издания, их определяющее влияние на содержание работы редактора.
  39. Требования, предъявляемые к современному редактору, его профессиональной подготовке и личностным качествам. Категории редакторов, определяемые их ролью при подготовке издания.
  40.  Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издание понятийной и художественной литературы.
  41.  Типовая структура и состав издания, основная часть и аппарат издания. Литературное произведение (совокупность произведений) как содержательная основа издания.
  42.  Серийные издания художественной литературы, особенности их редакционно- издательской подготовки.
  43.  Работа редактора над переизданием и новым изданием. Особенности работы над серийным изданием.
  44.  Произведение художественной литературы как основа издания. Отбор произведений художественной литературы в издание.
  45.  Литературно-художественное произведение как процесс, задачи и роль редактора в его публикации. Учет в работе редактора специфики восприятия литературно- художественного произведения и его влияния на личность.
  46.  Идейно-эстетическая ценность произведения. Единство содержания и формы. По- нятие художественной правды. Критерий художественности его составляющие (эмоциональная емкость, изобразительная точность, целостность и др.) .
  47.  Общая методика редакторского анализа. Сочетание объективного и субъективного моментов в оценке произведения. Связь редакторского и литературно-критического анализа произведения.
  48.  Целостность издания как критерий его оценки. Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания. Особенности моделирования литературно- художественного издания.
  49.  Работа редактора над аппаратом издания. Виды сопроводительных статей, комментариев, указателей.
  50.  Иллюстрация в литературно-художественном издании. Разработка редактором принципов иллюстрирования.
  51.  Редактирование произведений для детей и юношества.
  52.  Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека». 

Список литературы - здесь.