Редакторская подготовка литературно-художественного издания

Понятие литературно-художественного издания

Обычно понятие предметный указатель "литературно-художественное издание" употребляется как синоним понятия предметный указатель "литературно-художественное книжное издание". Между тем издание как способ существования в обществе литературного произведения неоднородно, и поэтому литературное произведение может в книжном деле опредмечиваться в различные его формы: книжное издание, газетное издание. Эти формы издания отличаются друг от друга не только по периодичности выхода в свет и не только по материально-конструктивной форме, как традиционно принято считать, но и по своей сущности, по своей роли в коммуникационном процессе. Совершенно ясно, что литературное произведение (в том числе и литературно-художественное) по-разному будет организовываться, воплощаться в эти формы издания. В то же время эти формы издания не исключают друг друга, а сосуществуют в каждой из сфер книжного общения. В этом случае различия в материальной конструкции и в периодичности выхода в свет являются следствием сущностной специфичности каждой из форм издания.

Книжное издание по сравнению с газетным, журнальным представляет наиболее сложную форму, позволяющую отразить литературное произведение в издании с наибольшей полнотой, во всем многообразии его текста и контекста (предмет книжного издания), предназначенную для распространения (обмена) в обществе наиболее сложно организованного средствами книжного дела литературного произведения (целевое назначение) и направленную на "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном, длительном пользовании, восприятии литературных произведений (читательский адрес).

Литературно-художественное книжное издание является одним из этапов коммуникационного процесса: словесная художественная деятельность (словесное художественное творчество) - его субъект и результат - словесный художественный образ; литературно-художественное общение (художественная литература) - его субъект и результат - литературно-художественное произведение; литературно-художественное книжное общение (литературно-художественная книга) - его субъект и результат - литературно-художественное книжное издание.

Как явление одного из этапов данной коммуникационной системы, форма существования литературно-художественной книги в книжном деле литературно-художественное книжное издание содержит в себе в снятом виде все предыдущие и характеризуется таким же системным типологическим признаком: предметом, целевым назначением и читательским адресом данного способа социальной коммуникации.

Предметом литературно-художественного книжного издания является литературно-художественное произведение, организованное с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста.

Массовое литературно-художественное книжное издание можно определить как тип книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение, актуализированное в книжном издании как конгломерат литературно-художественных элементов, целевым назначением - обеспечение освоения обществом литературно-художественного произведения на элементарном, обыденном уровне, читательским адресом - направленность на "элементарное" читательское литературно-художественное книжное восприятие.

Предмет, читательский адрес, целевое назначение литературно-художественного издания

Предмет

Предметом литературного произведения являются связи и отношения человека с окружающим миром, оцененные, осмысленные, прочувствованные художником и закрепленные им в определенной художественной форме. Можно сказать, что в художественном объекте этическое, нравственное отношение к миру выражается в эстетической форме. Эта форма и является внешним произведением, составляя для редактора план факта искусства. Для своего отношения к действительности писатель ищет определенную форму, которая определяется его мастерством.

Художественный объект - это точка взаимодействия смысла и факта искусства. Художественный объект демонстрирует окружающий мир, передавая его в эстетической форме и раскрывая этическую сторону мира.

Для редакторского анализа продуктивен такой подход к рассмотрению художественного произведения, при котором литературный труд исследуется в его связи с читателем. Именно влияние произведения на личность должно быть точкой отсчета в оценке художественного объекта.

Действительно, художественный процесс предполагает диалогические отношения писателя и читателя, а в качестве конечного продукта художественной деятельности можно рассматривать воздействие произведения на читателя. Следовательно, редактору необходимо понимать, какие именно аспекты и стороны литературного произведения нужно рассматривать, чтобы анализ был действенным, соответствовал сущностным характеристикам произведения искусства.

Рассуждая о смысле произведения, нужно иметь в виду, что речь идет не о бытовом понимании смысла в расхожем значении содержания произведения. Речь идет о смысле художественного объекта в более общем виде. Смысл произведения проявляется в процессе восприятия искусства. Остановимся на этом подробнее.

Художественный объект включает три этапа: этап создания произведения, этап его отчуждения от мастера и самостоятельного существования, этап восприятия произведения.

Читательский адрес

Читателей художественной литературы разделяют на две категории: специалисты, массовый читатель. Остановимся подробнее на каждой из названных категорий читателей.

Специалисты

Специалисты изучают и пропагандируют художественную литературу. Среди них выделяют следующие группы. Первая группа — литературоведы, историки литературы. Эти люди исследуют специфику литературного произведения, теоретические основания его создания. анализируют литературный процесс, изучают особенности литературно-художественного творчества, обсуждают направления и тенденции развития современной литературы, а также историю, отдельные этапы, школы и направления литературы в различные периоды ее становления.

Вторая группа — литературные критики. Они, как правило, анализируют современный литературный процесс. Конечный результат их работы — литературно-критические статьи и рецензии.

Специалисты, входящие в названные группы, занимаются научной деятельностью, рассматривают литературу в качестве объекта изучения.

Преподаватели школ и вузов, работники библиотек, лекторы, участвующие в пропаганде искусства, а также создатели произведений других видов искусства (театр, кино, теле- и радиопередачи), основу которых составляют произведения художественной литературы, включаются в группу специалистов-практиков. Специалисты-практики используют в работе не только текст художественного произведения. Им необходимо знать его контекст — всю информацию «вокруг» художественного объекта, те материалы, которые дают возможность более полно понять литературное произведение и донести знание о нем до массового читателя.

Массовый читатель

При подготовке издания редактор должен учитывать особенности чтения массового читателя.

Прежде всего необходимо опираться на качество интереса к художественной литературе, так как именно свойства интереса определяют отбор произведений для изданий и формирование конкретного издания.

Многие читатели обращаются к книге как к возможности разнообразить жизнь, украсить свое свободное время. Так называемая компенсирующая функция, входящая в комплекс познавательных функций, позволяет читателю знакомиться с различными характерами, участвовать в захватывающих приключениях, переживать бурную любовь и т.д. Ясно, что данный интерес может быть обеспечен детективной, «розовой» (дамские романы), приключенческой, исторической литературой.

Читатели — любители художественной литературы как одного из видов искусства — обращаются к классике, к современным произведениям, наслаждаясь индивидуальной творческой манерой писателя, мысленно вступая с ним в диалог по поводу этической или эстетической стороны жизни. Для данной категории целесообразно выпускать так называемые интеллектуальные романы, захватывающие как смыслом, так и мастерством творца.

Чтобы правильно определить качество интереса, редактору следует опираться на результаты изучения читателей, которое проводится библиографоведами и библиотековедами. Так, качество интереса к художественной литературе в библиографоведении связывают с развитием культуры восприятия произведений литературы, с уровнем знаний о литературе. С.А. Трубников выделил три составляющие культуры чтения как критерия классификации читателей: культура выбора литературы, культура восприятия произведения, культура освоения полученной информации.

Читательский адрес массового типа литературно-художественных книжных издание - это направленность на элементарное читательское литературно-художественное книжное восприятие, когда литературно-художественное произведение осваивается, воспринимается как конгломерат отдельных литературно-художественных элементов. В этом случае осознанный читательский интерес направлен только на часть этих элементов, при несомненном неосознанном воздействии на него и всех других. Это тип литературно-художественных книжных изданий рассчитан на удовлетворение "неосознанной" литературно-художественной потребности.

Целевое назначение ЛХИ

Целевое назначение произведений литературы реализуется в социальных функциях конкретных изданий.

Целевым назначением этого типа изданий можно считать задачу обеспечения освоения обществом литературно-художественного произведения на элементарном уровне, обращения в обществе подобным образом организованных литературно-художественных произвел их "популяризации" на доступном для обыденного сознания уровне.

 

Книжные, журнальные, газетные публикации произведений художественной литературы

Типология газетно-журнальных (или периодических) изданий включает в себя такой перечень: газеты, журналы, бюллетени, календари, реферативные сборники, экспресс-информационные выпуски. Каждый из этих видов имеет свою периодичность, назначение, формат, стиль представления материалов, тираж.

Что же касается жанров (а это три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические), то основательное овладение ими редактором необходимо для того, чтобы на практике сполна использовать возможности каждого из этих жанров, осмысленно редактируя и конструируя соответствующий текст.

Перед редактором постоянно стоит вопрос: как достичь того, чтобы материалы были не просто прочитаны, а еще и вызвали интерес читательской аудитории, запоминались?

При решении этого вопроса можно опираться на некоторые правила:

1 Ясный и простой стиль - это наилучший стиль.

2 Следует писать так, чтобы все поняли написанное.

3 Думать о ясности изложения следует перед началом написания и редактирования.

4 Всегда необходимо помнить, что написанное может читать даже не совсем подготовленный читатель.

5 «Популярное» изложение всегда полезнее чем «научное».

6 Нет стиля «научного» и «ненаучного» - есть стиль ясный и неясный.

Для интерпретации литературного произведения редактор использует один из видов изданий:

  • моноиздание (издание одного произведения);
  • сборник (издание двух или нескольких произведений);
  • собрание сочинений (издание всех или большинства произведений одного автора).

Таким образом, вид издания определяется формальным признаком количества включенных в издание сочинений. Однако данный формальный признак так или иначе влияет на характеристику интерпретации произведений. Например, рассказы, помещенные в сборник, воспринимаются читателем не порознь, а в совокупности, что учитывает редактор при формировании издания.

Более активно обеспечивается интерпретация произведения за счет использования того или иного типа издания.

Можно готовить один из трех типов изданий:

  • массовое;
  • научно-массовое;
  • научное.

Перечисленные виды и типы изданий имеют специфические внешние и внутренние характеристики.

Внешние характеристики изданий проистекают из объема и количества исходных произведений; следовательно, внешние характеристики прежде всего связаны с видом изданий (моноиздание, сборник, собрание сочинений). Внутренние характеристики определяются отбором произведений, принципами их расположения, аппаратом. Следовательно, речь идет о типе издания (научное, научно-массовое, массовое).