Ошибки в аргументации

Ошибки в отношении тезиса: «подмена тезиса» («полная подмена тезиса», «частная подмена тезиса» (сужение или расширение тезиса). Доказывается «слишком много»: «Если некто, ссылаясь на многочисленные случаи незаконного ведения бизнеса в России, вместо тезиса: „довольно большая часть бизнеса в России ведется незаконно“ доказывает тезис о том, что весь российский бизнес ведется незаконно». «Сужение» тезиса: — Супруги должны разумно делить домашние обязанности. – Почему я должен чистить картошку и мыть посуду? Это женские обязанности.

Ошибки в аргументах: «основное заблуждение» («Земля держится на трех китах»), «предвосхищение основания» («За деньги можно купить все»), «круг в доказательстве» («Стекло прозрачно, потому что через него все видно», «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»). Ошибки в отношении демонстрации: «мнимое следование» или «не следует» («Огурцы осенью подешевели, значит, экономика идет на подъем»), «от сказанного с условием к сказанному безусловно» («Возлюби ближнего своего»), «поспешное обобщение» («Кулибин был самоучка, значит, образование получать совсем не обязательно»), «после этого – не значит поэтому» («После прихода нового директора на предприятии участились свадьбы, значит, в этом заслуга директора»). Понятие софизма. Софизм – это преднамеренное отступление от логических норм. Софизм и ошибка различаются не по существу, не логически, как пишет С.И. Поварнин, а только психологически.

Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм; «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» (цель — показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности); «возвратный удар» (приём бумеранга), подхват реплики; атака вопросами; «апелляция к публике» (цель – повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы); «довод к человеку» (оцениваются достоинства и недостатки человека). 

Уловки в споре: «оттягивание возражения» — позволительная уловка (задаются уточняющие вопросы, начинают ответ издалека, начинают опровергать второстепенные аргументы); ставка на ложный стыд (Вам, конечно, известно, что наука давно установила … Неужели вы до сих пор не знаете?), «подмазывание аргумента» (Вы, как человек умный, не станете отрицать … Человек недостаточно образованный не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы … ), ссылка на возраст (Вот доживите до моих лет, тогда и судите), образование (Сначала получите диплом, а потом и поговорим), положение (Займете мое место, тогда и рассуждать будете), «карманный» аргумент (перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда), «чтение в сердцах» (Вы говорите из жалости к нему. Вы преследуете личные интересы), оскорбления и др.

Понятие – мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения. Каждое понятие имеет содержание и объем. Содержание – совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов. Объем – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Деление понятий – логическая операция, раскрывающая объём понятия путем перечисления всех его видов с учетом какого-либо признака.

Правила деления понятий:

  • Деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого понятия должен совпадать с суммой объемов членов деления. Ошибка неполного деления: Видами искусства являются живопись, художественная литература, музыка. Ошибка деления с излишними членами: Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете … (из А.П. Чехова)
  • Деление должно производиться по одному основанию. Ошибка: Животные делятся на домашних, хищных и млекопитающих
  • Члены деления должны исключать друг друга.
  • Деление должно быть непрерывным. Ошибка «скачок в делении»: Население России делится на мужчин, женщин и детей.

Правила определения понятий:

  • Определение должно быть соразмерным (А=Вс). Ошибки: слишком широкое определение (А<Вс), слишком узкое (А>Вс).
  • Определение не должно заключать в себе круга.
  • Определение должно быть ясным (не содержать неизвестного).
  • Определение положительных понятий не должно быть отрицательным.

Структура вопроса: матрица – информация, на которой основан вопрос, информация, которая в нем содержится; неизвестная переменная вопроса – информация, на отсутствие которой указывается в вопросе.

Классификация вопросов: ли-вопросы (Правда ли, что Билли Гейтс является основателем компании …?) и что-вопросы (что? где? когда? сколько? какой? для чего?); простые (Каковы финансовые активы вышей компании? – одна матрица и одна неизвестная переменная) и сложные (Каковы финансовые и материальные активы вашей компании? Кто и когда создал вашу компанию?) вопросы; открытые (как? почему? каким образом? зачем? – нуждаются в объяснениях, в развитии) и закрытые вопросы (кто? когда? где? который? – требуют односложного ответа); корректные (правильные) и некорректные (Кто был первым императором США? Как вам нравится этот банк? Сколько весит мысль об одном долларе?) вопросы; благожелательные и неблагожелательные. Виды ответов («ошибка многих вопросов», иронизирование над вопросами своего оппонента, «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит»). Ответы: истинные/ложные, прямые/косвенные, краткие/развернутые, полные/неполные.

Литература:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2010.Раздел 5, гл.4.
  2. Введенская М. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел II, гл. 6, раздел V, гл. 3.
  3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. М.И. Максимова. М., 2000. Гл. Ш, с. 107 – 108, 128 – 138.
  4. Поварнин С. И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992.
  5. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. Гл. III.