Законы современной общей риторики

Законы современной общей риторики: закон диалогизации речи; закон  ориентации и продвижения слушателей; закон эмоциональности; закон удовольствия. Средства диалогизации речи: риторический вопрос, восклицание, обращение, вопросно-ответный ход,  введение чужой речи.

Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом (фигура ободрения и одобрения, фигура умаления, фигура уступки/допущения). Составление «социального портрета» слушателя (аудитории): социальный состав аудитории или социальное положение слушателя; социальная роль собеседника по отношению к вам; размер аудитории; возраст; круг особых интересов адресата и набор «запретных тем»; почему и зачем люди собрались; как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата; что они хотят получить от вас как оратора; как они будут использовать полученные от вас сведения.

Средства усиления изобразительности: атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия. Атрибуция – конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

Литература:

  1. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 90 – 106.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел II, гл. 7.
  3. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2003. Гл. 2.