Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора

Детский фольклор выделяется в особую группу, т.к. он имеет свою возрастную направленность.

Классификация детского фольклора:

-  Материнская поэзия (поэзия пестования)

        Колыбельные песни (предназначены самым маленьким детям, имеют спокойный ритм и монотонный мотив), прошли эволюцию (утрата обрядовых и магических функций). Это один из самых импровизационных жанров, однако не всегда соблюдаются традиции, в нём присутствует антропоморфизм, были популярны библейские персонади, зооморфные персонажи. В песнях создаётся идеализированный мир, они задают ребёнку программу будущей счастливой жизни.

        Пестушки –короткие рифмованные и ритмичные произведения, предназначенные для бодрствующего ребёнка.

        Прибаутки – Детские прибаутки имеют простой сюжет, яркое динамичное содержание, выразительные образы, часто они назидательны, имеют цепевидную композицию. Особый вид прибауток – небылицы –перевёртыши, в которых исполняется принцип обратного мира. Небылицы – поэзия парадокса, в них мир предстаёт в разрушенном мире, и ребёнок восстанавливает привычный порядок в вывернутом наизнанку мире.

-  Произведения, перешедшие из взрослого обихода в детский

1) Заклички, обращённые к миру природы (либо обитателям неба, либо хтоническим персонажам)

2) Календарно-обрядовая поэзия: колядки, веснянки.

Во время святок (с 24.12 по 06.01) проводились различные игры, ряжения и прочие действа, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений было колядование – хождение по дворам с пением народных песен (колядок)

Колядки – песни новогоднего содержания, в которых, как правило, парная рифма. После каждой пары рифмованных стихов идёт припев-выкрик, в котором упоминается слово «коляда», «овсень» или «виноградье». По этим выкрикам песни и называются. Объём колядок разнообразен (от 4 до 20 и более стихов). Часто колядки начинаются с припева-восклицания, который включает в себя описание обряда колядования, сообщение о том, что колядовщики долго ходили, искали дом, хозяина которого пожелали поздравить песней. После этого идёт само величание, что составляет основной смысл колядки. Прежде всего колядовщики дают идеальное описание дома величаемого и крестьянского наряда. Важный мотив колядки – конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительная черта этих пожелание – трезвость и реалистичность. Заканчивается колядка требованием вознаграждения за колядование. Тем, кто не одаривает, колядовщики высказывают плохие пожелания и угрожают (в шутку) расправой. 

После масленицы весну не только ждали, но и стремились активно воздействовать на её быстрейший приход. С этим были связаны веснянки – короткие песни, которые не пелись, а выкрикивались собравшимися в небольшие группки девушками. В веснянках девушки обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они побыстрее прилетели и принесли с собой весну. Специфика содержания веснянок – призыв весны и её восхваление – обусловила собой и особенности их художественной формы. В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний (повышенная эмоциональность) и заговорных заклинаний (наличие образов). Самый распространённый мотив веснянок – обращение к весне с просьбой принести ключи, чтобы ими замкнуть «холодную зиму» и отомкнуть «Теплое летечко». Веснянкам свойственны обращения в повелительном наклонении.

-  Собственно детский фольклор (игровой)

Дети внесли творческий элемент в жанр. Жеребьёвка – часть обряда инициации, во время которой играющий получал новое священное имя.  Они входили в обиход взрослых, их создание связано с верой в судьбу.

1) Считалки – рифмованные ритмические стишки с помощью которых определялась очерёдность в игре.

Древний ритуал пересчитывания, известный всем народам. В считалках  сохранились элементы тайного счёта в виде заунных слов. Со временем, оторвавшись от запретов, считалка стала развиваться во всём, т.к. детям нравится игра словами и звуками. Считалки примитивны по содержанию, в них много нелепого, отсутствует логика и поэтические приёмы.

2) Игровые песенки и приговорки – рифмованные ритмические произведения.

Игра - школа для ребёнка, она развивает актуальные и физические способности ребёнка, приучает к соблюдению этических норм и правил. Они сопровождают или начинают игру, связывают части игрового действия, содержат правила игры, называют наказание для нарушителей игры. В них сохранились отголоски обрядов.

3) Страшные истории