Драма «Царь Максимилиан»

Драма «Царь Максимильян» по предположениям исследователей, была сложена в конце XVIII в. Пьеса, вероятно, сложилась в солдатской среде: в ней выводятся военные персонажи, отражается военный порядок, в речи действующих лиц употребляется военная фразеология. Вводятся военные, в т.ч. походные песни. Источниками пьесы были разного рода литературные произведения, наиболее вероятным из них считается «Венец славопобедный мученику Димитрию», написанная в 1704 году, учениками Дмитрия Ростовского ко дню его рождения. В ней много совпадений с «Царём Максимильяном», но всё же учёные полагают, что основным литературным источником надо считать рыцарские романы.

Структура пьесы отличается большим введением в текст разнородных литературных произведений, чаще всего песен и стихотворений. Эти вставки не случайны, они служат для характеристики персонажей, создания определённого эмоционального тона и оценки поведения действующих лиц. В последствии строение пьесы усложнялось, и ослаблялась трагическая линия и развивались комические эпизоды. Но основная сюжетная схема и характеристика персонажей сохранялись.

Сюжет пьесы: Царь Максимильян судит своего непокорного сына Адольфа за то, что тот не поклоняется «кумирическим» богам. Трижды отец и сын объясняются, но без толку: Адольфа уводят в темницу. К царю является римский посол и требует освободить Адольфа. Царь отказывается, посол с угрозами уходит. Максимилиан просит призвать Анику и приказывает защитить город от римского посла, который хочет сжечь столицу. Царь ещё раз призывает сына, и спрашивает, не одумался ли он, но в ответ слышит не то, что хотел бы. По приказу царя, Адольфу отрубает голову палач Брамбеус, который потом кончает жизнь самоубийством. Царь хвалит Анику за то, что тот победил римского посла. В это время появляется смерть, от которой никто не может защитить царя.

Введение пьесы «Аника-воин и Смерть» в пьесу «Царь Максимилиан» помогает понять идейный смысл последней: он состоит в наказании зла, жестокого тирана Максимильяна. Но смысл пьесы гораздо шире. Он не только в обличении тирании и деспотизма, но и в возвеличении смелого протеста Адольфа, правота которого становится особенно очевидной. То, что Смерть губит не Анику, как предполагалось по традиционному ходу сюжета, а царя, говорит о неотвратимости гибели деспотизма.