История фольклористики

Фольклористика, наука о фольклоре (народном творчестве). В зависимости от научных представлений о предмете фольклористики изменялись и её границы, и её место среди других наук.

Фольклористика определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину других наук: истории культуры, социологии.

Постепенно Фольклористика становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования.

Фольклористика изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. Возникновению фольклористики предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран.

Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в.

Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление фольклористики – мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм).

В 19 – начале 20 вв. основными направлениями мировой фольклористики были:

  • - миграционная теория (теория заимствований – Т. Бенфей),
  • - антропологическая школа ("самозарождения сюжетов теория" – Э. Б. Тайлор),
  • - этнопсихологическая школа (В. Вундт),
  • - географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны).

Крупнейшие представители фольклористики в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др.

В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическом отношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития фольклористики.

Идеалистические тенденции в фольклористике 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах западно-европейской и американской фольклористики.

С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой фольклористики оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.

Диалектико-материалистическое изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников советской фольклористики – М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы.

Марксистская фольклористика в СССР и социалистических странах изучала фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследовала национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяя отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствование усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества.

Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для фольклористики как науки синтетической.

Основные современные международные фольклористические общества:

  • - Фольклорное товарищество (Folklor Fellows),
  • - Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF),
  • - Международный совет народной музыки (IFMC).

В России:

  • - Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН России,
  • - Всероссийская фольклорная комиссия при Союзе композиторов РФ..