Масленичная неделя. Основные темы масленичных песен. Похороны Масленицы

Время от святок до масленицы - мясоед. Разрешены  все увеселения. Это время свадеб. Восьмая неделя от пасхи к назад- масленица. Масленичная неделя - сырная т.к мясо в преддверии поста есть нельзя,а сыр и др.молочные продукты можно.

Понедельник - встреча

Вторник - заигрыш

Среда - лакомка

Четверг - широкая масленица

Пятница - посиделки

Суббота - золовкины посиделки

Воскреснеье - проводы,прощанья

Масленица — один из важнейших общинных праздников. В разряде крупных (по народной терминологии — больших) общинных праздников масленица выделялась рядом особенностей.

Во-первых, она была единственным и в большинстве восточнославянских районов многодневным нецерковным праздником, молчаливо признанным церковью (как карнавал в странах католического вероисповедания). В системе церковного календаря она наложилась на сырную неделю (последнюю перед Великим постом) и в народном календаре практически отождествилась с нею, приняв название сырная, которое бытовало и как заменитель термина „масленица“ (белорус, сырна нядзеля), и как его параллельный православный вариант. Последнее воскресенье перед Великим постом получило в народе название прощёное, прóща.

Во-вторых, слившись с сырной неделей, масленица оказалась в системе подвижной Пасхалии, т.е. лунного календаря, что косвенным образом свидетельствует о ее более архаической „лунной“ связи. Следы последней проявлялись в поздней культуре в народном календарном счете: от времени нарождения месяца на Рождество (до или после него) определялась продолжительность зимнего мясоеда (великого заговенья), с тем, чтобы на масленичную неделю обязательно пришлось новолуние. От рождественского новолуния зависела также продолжительность петровского поста на рубеже летнего солнцеворота. Таким образом, в лунном календаре масленица занимала срединное положение по отношению к обоим солнцеворотам. Но если о связи масленицы с зимним солнцеворотом кое-что и говорится (главным образом о том, что масленица — конец зимнего периода календарного цикла), то смысл ее соотношения с ритуалами весенне-летнего рубежа специально не рассматривался.

В-третьих, масленица по своему значению (а в ряде русских областей и по ритуальной насыщенности) превосходила два ритуальных цикла солнцеворотов, закрепленных в стабильной структуре гражданского/церковного календаря за датами христианских событий: Рождество-Крещение Христа (зимние святки), Рождество Иоанна Крестителя — Купало-Петров день (зеленые святки). Развитие многозначности русской масленицы получило дополнительный стимул в раннее средневековье, когда новый год начинался с 1 марта: поздняя масленица приходилась именно на 1-ю неделю этого месяца.

Масленичный цикл у восточных славян эволюционировал по-разному у отдельных народов и внутрирегионально.

Понедельник- наряжали масленицу и устанавливали.

С четверга - ряженые

Встреча масленицы «посыпая сыром», но и ругая ее за то, что пришла на неделю всего.

Проводы зимы и встреча весны.

Катания с гор.

Масленица - праздник женатой молодежи. Им пели величания.,катали с горки. При всех они должны были целоваться. Свою плодородную силу молодые должны были сообщить земле,разбудить ее материнское начало.

«На горку» приходили незамужние девушки в лучших своих одеждах. «Смотр» - выбор невест.

Ритуальное обжорство.

Кулачные бои. Взятие снежного городка.

Ярмарки. Балаганы.

Блины - обязательная ритуальная и поминальная еда. Первый блин на окне или на могилу - умершим предкам.

С четверга не приветственные,а прощальные песни.

Сжигание чучела.

Прощеное воскресенье

Чистый понедельник- отмывались перед великим постом.

Пропп. Уничтожение масленицы:

  1. 1. уничтожение зимы
  2. 2. продуцирующий обряд

Ивлева:  Масленичное ряжение - процессия, а не хаотичная толпа. В отличие от святочного ряжения, для этих окрутников характерно дневное время отправления. Не соглашается с Проппом, что масленичное ряжение перенесено со святок.