Новеллистические сказки

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили название социально-бытовых или новеллистических. Они рассказывают о необычных приключениях героя, имеют сложную композицию (состоят из нескольких эпизодов), для них характерно большое количество действующих лиц.

Основной сюжетный состав складывался в феодальную эпоху. Приключения героев носят авантюрный характер. Герои в конце сказки добиваются благополучия.

К новеллистическим сказкам относятся сказки – отгадчики (например, «Девка – семилетка»). К героям новеллистических сказок относят таких средневековых персонажей, как воры (они не имею ничего общего с уголовными корнями, корни лежат в добытчиках, культурных героях, которых приносят благо людям). Существуют сказки о солдатах, где гл. герой легко обманывает простака. Мотив явлется пародийно-переосмысленным мотивом волшебной сказки.

Сказки с героями-дурнями. Герои, как правило, третьи сыновья,  обмануты старшими братьямив дележе наследства. Дураки настоящие, буквально не понимают всё сказанное. Сказочному дураку в новеллистических сказках близок чёрт, чёрт всегда глуп.

        Человек-герой-трикстер, чёрт – простофиля.

Позже в новеллистических сказках появились такие персонажи, как мужик, барин и поп. Сказки с этими героями отличаются содержанием. Барин всегда глуп, поп всегда жаден и любвеобилен. Мужик всегда находит способ их наказать.

Герои – типичны. Это маски шута, дурака и простофили. Шут и дурак отстранены от мира, поэтому могут безнаказанно нарушать закон. Их поступки, с другой стороны, позволяют проверить человека. Критический взгляд на мир и человека. Эти сказки отличают занимательные сюжеты, в них изобилуют комические ситуации, в них высмеивается мнимое чудо, наблюдается нагромождение нелепостей, комических парадоксов. Эти сказки отличаются от волшебных простым разговорным языком. В основном новеллистические сказки предназначены для взрослых слушателей.