Представления древнего человека были мифологичными. В мифологическую эпоху по-своему воспринимали пространство и время. Время было циклическим, сейчас линейное. Восприятие пространства было иным. Для мифологического восприятия характерно противопоставление своего и чужого.
Для мифологии были характерны различные культы и почитания.
Тотемизм – почитание первопредка, родоначальника. У славян тотемом считался медведь. Человек создавал себе богов по своему образу и подобию.
Тотем – вид животных или растений, который почитается представителями определённого племени и от которого, по их убеждениям, происходит само племя. Тотем – покровитель племени. На почве тотемизма возникли сказки и легенды о говорящих животных и растениях, об их помощи человеку.
Анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой. Анимизм сложился на заре человеческой истории, задолго до возникновения мифологии. В связи с анимизмом возникают и магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых якобы возможно влиять на силу природы и вызывать желательные для человека результаты.
Антропоморфизм – перенесение на животных и растения, и даже на явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они якобы приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек. Он широко свойственен мифам, отличие которых от анимизма и тотемизма состоит в том, что здесь возникают представления, по которым явления природы и жизни человека объясняются волей и действиями богов и духов.
Культ предков – поклонение душам умерших предков, которым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. Рай для славян - Ирей или Вырий. Роды и роженницы, покровители семей, были обоготворенными предками; русалки и мовки считались душами умерших, которые каждую весну вместе с природой как бы воскресали и с особыми обрядами встречался живыми. В честь русалок устраивались праздники (масляница, семик и др.), игры с переряживанием, приготовлялись определенные кушанья в виде жертвы предкам. Ещё до сих пор блины в народе считаются кушаньем для поминовения «родителей»; в некоторых местах выносится в лес горячий хлеб для русалок; огоньки на могилах признаются за блуждающие души.
Культ природы – см. антропоморфизм
Магизм – вера в то, что при помощи слов или действий можно повлиять на ход событий.
Двоеверие – существование христианских и языческих представлений о мире.