Похоронные и рекрутские причитания

Похоронные и рекрутские обряды, посвященные самым горестным, трагическим событиям в жизни человека, от начала до конца были насыщены плачем, воплями, рыданиями. 

Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний.

В центре внимания похоронных причитаний – крестьянская семья, ее бедственное положение после смерти кормильцы.

Для поэтики похоронных причитаний показательно широкое употребление устойчивых выразительных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами, всевозможных повторов, синтаксического параллелизма, обращений, восклицаний и вопросов, что служит средством усиления их эмоциональной выразительности и драматического напряжения.

Основной композиционной формой похоронных причитаний является форма лирического монолога. 

Рекрутские обряды и причитания значительно моложе похоронных. Возникновение рекрутского обряда связано с введением Петром  I в 1699 г. обязательной рекрутской повинности.

Причитания исполнялись родными и родственниками рекрута или вопленицей. 

Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от похоронных причитаний: уход в солдаты приравнивался к смерти.

В содержании рекрутских причитаний отчетливо выделяются 2 темы:

1. Жизнь семьи рекрута после его ухода в солдаты;

2. Описание солдатской жизни рекрута. Описание побоев солдат – один из постоянных мотивов рекрутских причитаний.