Весенние календарные праздники и поэзия

После масленицы наступает семинедельный пост. В это время запрещались веселья, вечерки, песни. Во время поста деревенские жители зазывали весну. В марте были дни, когда полагалось печь ритуальные печенья – жаворонки. С этим печеньем молодые люди выходили на пригорки и «гукали», закликая весну.  Они исполняли короткие, заклинательные песни – веснянки. Главными героями веснянок были птицы, пчелы и весна. К ним обращались с просьбой принести солнце, замкнуть зиму и отпереть лето.

9 мая – день сорокожуч , в этот день прилетают 40 птиц из Ирия (рая), которые приносят тепло.

25-марта – Благовещение. В этот день полагалось выпускать птиц на волю.

За неделю до поста отмечалось вербное воскресенье. В этом празднике сохранились и христианские и языческие представления. Верба считалась целебным растением, поэтому вербовыми ветками будили детей и желали им здоровья: «Верба хлест, бьет до слез». Вербой ударяли и животных.

Через неделю отмечалась Пасха.  Пасха – это переходной праздник, т.к. не имеет точной даты и зависит от лунного календаря. Пасха – это традиционный древний праздник смерти и возрождения бога. Главным символом пасхи стало крашеное яйцо. Первоначально яйца красили в красный цвет (крашенки). Наряду с крашенками были и мазанки, на них изображался символический узор: внизу помещался рисунок, символически изображающий вспаханное поле, так же обязательно помещались знаки воды или знаки дождя.

Яйцо – это символ жизни. Во время пасхи устраивались гуляния и строились высокие качели. Качание на них должно было обеспечить урожай льна: чем выше будут подниматься качели, тем выше будет лен.

Через неделю после пасхи отмечали Красную горку. Это воскресенье называли так. Потому, что солнце поднималось высоко. С красной горки начинались водится хороводы.

Хоровод – это магическое действо. Он должен был обеспечить хороший урожай. Хоровод водили только по солнцу. Хоровод – символ солнца. Хороводные песни – большие по объему  произведения, которые имеют особую композицию: состоят из 3 частей, слова почти одинаковы, меняются только последние строчки (в первых двух присутствуют ложные герои, в третьей – появляется истинный герой). Тематики хороводных песен – любовная (о поиске жениха или невесты) и семейно-бытовая (о сложной жизни замужней женщины).

Следующий праздник – это вторник на фоминой неделе. Второй вторник после пасхи – Радоница. Это день поминовения предкам. Необходимо было развеселить предков. Радоница отмечалась перед самым началом с/х работ.

Семитско-Троицкая неделя. Семик – это 7 четверг после пасхи. В народе назывался зеленые святки, а также русалья неделя. Этот праздник был переходным.

Троица – 50 день после пасхи, обычно приходится на конец мая. Этот праздник первой зелени, главный персонаж – березка. Помещения украшаются травой, цветами и березовыми ветками. Выбиралась береза, в среду на Троицкой неделе собирались девушки и молодые женщины, приносили ритуальную еду (пироги, глазунья, пиво), ставили угощение вокруг березы, пели песни, водили хороводы. Затем, связав ветки березы, они проходили попарно (обряд кумления), завивали ветки и загадывали желания. В четверг они смотрели на ветки и угадывали будущее. Затем березу срубали и несли в деревню. Береза становилась центром народных гуляний. В субботу перед троицей обязательно посещали кладбище, несли еду (яйца, рыбный пирог). По возвращению с кладбища устраивались гуляния. В воскресенье во второй половине дня березу снимали и топили в ближайшем водоеме. Это считалось жертвой природе. По народным представлениям считалось, что в эту неделю выходят на поверхность и устраивают игрища русалки.