Хороводные и игровые песни

Хороводные песни — песни, сопровождающие хороводы.

Хороводные песни по тематике распадаются на 2 основные группы.

В первой главенствуют производственно-бытовые мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деят-ности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" — эти песни прослеживают судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.).

Вторая группа хороводных песен посвящена молодым людям — их надеждам на счастливый брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); браку "со старым" противопоставляется счастливая жизнь с милым ("Во поле березонька стояла"); немалое место занимают семейные конфликты, где женщина оказывается страдающей стороной.Хороводные песни исполнители отчетливо разделяют на: весенний, летний и осенне-зимний циклы. Бытовало три типа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. "кривой танок") и "стенка на стенку" (Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на свое место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Игровые песни – песни, сопровождающиеся игрой, характерны для взрослых. Их исполняли дома, во время святочных игрищ. Игровые песни имеют открытую композицию, большое число куплетов, и возможность их добавления. Могли иметь любовную и трудовую тематику, связанную с сельскохозяйственной деятельностью.