Абстрактные имена и ключевые концепты национальной культуры

 Абстрактные имена - такие имена, «которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действий, вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей, вне пространства и времени». К абстрактным именам относятся «имена психических состояний (эмоциональных и ментальных) (страх, счастье, сомнение), имена ситуаций (измена, карантин), имена отношений (конфликт, дружба), имена эстетических и этических понятий (долг, совесть, красота), имена-категории естественного (природного и социального) мира (материя, социум), гиперонимы (водоём, растение).

Ключевыми концептами культуры называют обусловленные культурой базовые единицы картины мира, обладающие значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом. К ключевым концептам культуры относятся такие абстрактные имена, как совесть, судьба, воля, доля, грех, закон, свобода, интеллигенция, родина и т. п.

Концепты возникают в сознании человека не только как намеки на возможные значения, но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом - поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический и т.п.

Известные типологии концептов можно условно разделить на несколько групп:

1. Семантические классификации рассматривают концепты с позиции сферы их употребления. Так Д. С. Лихачев делит концепты с точки зрения их тематики - эмоциональную, образовательную, текстовую и другие концептосферы.

А.Я. Гуревич подразделяет лингвокультурные концепты на философские категории (время, пространство, причина, изменение, движение), и социальные, так называемые культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность).

2. Классификации концептов на основе их выражения и функционирования в языке.

Е.В. Образцова разделяет концепты на устойчивые - имеющие закрепленные за ними средства вербализации, и неустойчивые, глубоко личностные, редко объективируемые в языке.

А.П. Бабушкина концепт разделет на лексические и фразеологические.

Среди лексических концептов выделены следующие типы:

  • · мыслительные картинки (ромашка, петух, смерть, дьявол),
  • · концепты-схемы -- слова с “пространственным” значением (река, дорога, дерево),
  • ·· концепты-фреймы соотносятся с некоторой ситуацией или образом ситуации (базар, больница, музей);
  • · концепты-сценарии реализуют в себе идею развития (драка, лекция) и т.д.

Кроме этих существуют также примеры функционально-социлогической (индивидуальные, микрогрупповые, макро-групповые, этнические, цивилизационные, общечеловеческие концепты), структурной (одноуровневые, многоуровневые и сегментные концепты) и других.

Характерные признаки лингвокультурных концептов:

  • · комплексность бытования (лингвокультурный концепт - проекция элементов культуры, хранящаяся в сознании, представленная в языке);
  • · ментальная природа, многомерность;
  • · ценностность (центром концепта всегда является ценность, поскольку концепт служит исследованию культуры);
  • · условность и размытость, изменчивость;
  • · ограниченность сознанием носителя;
  • · трехкомпонентность (наличие ценностного, фактуального и образного элементов) и др.