Когнитивная база, когнитивное пространство, культурное пространство

Человек обладает индивидуальным когнитивным пространством, набором коллективных когнитивных пространств тех социумов, в которые он входит, и когнитивной базой (КБ) того национально-лингво-культурного сообщества, членом которого он является.

Национальное культурное пространство — это информационно-эмоциональное («этническое») поле, виртуальное и в то же время реальное пространство, в котором человек существует и функционирует и которое становится «ощутимым» при столкновении с явлениями иной культуры. Оно выступает как форма существования культуры в сознании человека. Культурное пространство — это совокупность всех индивидуальных и коллективных когнитивных пространств, это все многообразие знаний и представлений носителей ментально-лингвального комплекса. В русское, нпр, культурное пространство будут входить все элементы когнитивной базы и все составляющие всех когнитивных пространств. В культурное пространство входят также и стереотипы (стереотипы поведения и стереотипы представления).

Индивидуальное когнитивное пространство обязательно включает в себя не только элементы когнитивной базы, но и элементы коллективных когнитивных пространств, а также индивидуальные знания и представления самой личности, которые не всегда совпадают с коллективными (социумными или национальными).Фрагментами индивидуального или коллективного когнитивного пространства являются, например, такие: где именно, когда именно, что именно произошло; имена конкретных участников исторического события; знания и представления о различных произведениях (научных, литературных, музыкальных и т. п.), посвященных данному историческому лицу или событию и т. д.

Когнитивная база - необходимо обязательный минимум знаний, совокупность национально-детерминированных и минимизированных представлений. Она представляет собой общую часть, зону пересечения совокупностей знаний и представлений всех входящих в то или иное национально-лингво-культурное сообщество.  Когнитивная база является «ядром» всех когнитивных пространств, служит стержнем, который их «скрепляет» и предопределяет их национальную специфику, она проецируется на русское культурное пространство и входит в него как неотъемлемая часть. КБ включает в себя не все многообразие феноменов, но лишь те, которые являются национально прецедентными.

Отличия:

1) В когнитивную базу вербализуемые прецедентные входят в виде национально-детерминированных, минимизированных инвариантов восприятия, в то время как в когнитивных пространствах могут входить не только эти инварианты, но и индивидуальные и коллективные инварианты восприятия, а также знание самого ПТекста, самой ПСитуации, а также определенные знания и представления о них.

2) Когнитивное пространство и когнитивная база отличаются «полнотой охвата»: внутренним наполнением и внешним масштабом.

Внешний масштаб — число языковых личностей, для которых когнитивная совокупность является общей. При этом когнитивная база не всегда однозначно шире коллективного когнитивного пространства, так как последнее может охватывать представителей нескольких различных национально-лингво-культурных сообществ, например, социумы христиан или мусульман, профессиональные социумы и т. д.

 Внутренний масштаб — «охват» совокупности знаний и представлений как таковой, ее наполнение. При этом когнитивная база в любом случае меньше индивидуального когнитивного пространства, так как, с одной стороны, в когнитивную базу входят не все культурные феномены, а только инварианты их восприятия. С другой стороны, индивидуальное когнитивное пространство обязательно включает в себя не только элементы когнитивной базы, но и элементы коллективных когнитивных пространств, а также индивидуальные знания и представления самой личности, которые не всегда совпадают с коллективными (социумными или национальными).

3) КБ имеет в первую очередь горизонтальную структуру, т. е. имеет центр и периферию, а культурное пространство имеет и вертикальную структуру, т. е. имеет глубину. К глубинным слоям культурного пространства относятся те представления, которые восходят к древнейшим представлениям, соотносятся с ними и представляют собой базовые оппозиции культуры. Данные оппозиции носят универсальный характер, но их конкретные проявления и удельный вес в каждой конкретной культуре являются национально-культурно маркированными. К числу таких базовых оппозиций, соотносимых с архетипами, следует относить оппозиции «верх — низ», «далеко — близко», «хорошо — плохо», «много — мало», «свой — чужой».