Концепт в лингвокультурном аспекте

Основанием для выделения лингвокультурных концептов можно считать систематизированные в исследовании О. А. Ипановой критерии: высокочастотность имени концепта, переживаемость, лингвокультурная маркированность, мировоззренческая ориентированность, номинативная плотность, этимологическая память и др.

Концепты возникают в сознании человека не только как намеки на возможные значения, но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом - поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический и т.п.

Известные типологии концептов можно условно разделить на несколько групп:

1. Семантические классификации рассматривают концепты с позиции сферы их употребления. Так Д. С. Лихачев делит концепты с точки зрения их тематики - эмоциональную, образовательную, текстовую и другие концептосферы.

А.Я. Гуревич подразделяет лингвокультурные концепты на философские категории (время, пространство, причина, изменение, движение), и социальные, так называемые культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность).

2. Классификации концептов на основе их выражения и функционирования в языке.

Е.В. Образцова разделяет концепты на устойчивые - имеющие закрепленные за ними средства вербализации, и неустойчивые, глубоко личностные, редко объективируемые в языке.

А.П. Бабушкина концепт разделет на лексические и фразеологические.

Среди лексических концептов выделены следующие типы:

  • · мыслительные картинки (ромашка, петух, смерть, дьявол),
  • · концепты-схемы -- слова с “пространственным” значением (река, дорога, дерево),
  • ·· концепты-фреймы соотносятся с некоторой ситуацией или образом ситуации (базар, больница, музей);
  • · концепты-сценарии реализуют в себе идею развития (драка, лекция) и т.д.

Кроме этих существуют также примеры функционально-социлогической (индивидуальные, микрогрупповые, макро-групповые, этнические, цивилизационные, общечеловеческие концепты), структурной (одноуровневые, многоуровневые и сегментные концепты) и других.

Характерные признаки лингвокультурных концептов:

  • · комплексность бытования (лингвокультурный концепт - проекция элементов культуры, хранящаяся в сознании, представленная в языке);
  • · ментальная природа, многомерность;
  • · ценностность (центром концепта всегда является ценность, поскольку концепт служит исследованию культуры);
  • · условность и размытость, изменчивость;
  • · ограниченность сознанием носителя;
  • · трехкомпонентность (наличие ценностного, фактуального и образного элементов) и др.