Культурные доминанты. Смена культурных концептов

Под культурными или ценностными доминантами понимаются наиболее существенные для определенной культуры смыслы, совокупность которых образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемой в языке (В.И. Карасик). Как правило, культурные доминанты отличаются ярко выраженной этноспецифичностью, их имена с трудом переводимы на иностранные языки, а имеющиеся словарные соответствия являются кажущимися эквивалентами.

Собственно лингвистическое исследование культурных доминант осуществляется в виде наблюдения и эксперимента (сплошная выборка лексических и фразеологических единиц, а также прецедентных текстов из словарей, сборников пословиц и афоризмов, текстов художественной литературы, газет и т.д., с одной стороны, и интервьюирование носителей языка, разработка анкет, включающих различные оценочные суждения, связанные с определенными предметными областями, с другой стороны). Нпр, специфика русского понимания судьбы - отношение к судьбе как к Божественному волеизъявлению; отрицательное отношение к власти, угнетателям, представителям закона.

Культурные доминанты в языке объективно выделяются и могут быть измерены. Этнокультурная специфика представления того или иного концепта может быть выявлена посредством картирования соответствующих лексических и фразеологических групп, сопоставления ценностных суждений, вытекающих из стереотипов поведения, зафиксированных в значениях слов, устойчивых выражений, прецедентных текстов. В качестве вспомогательного средства изучения культурных доминант в языке может использоваться и внутренняя форма слов.

Процесс образования концептов длится многие столетия. Каждое поколение вносит свой вклад в процесс формирования концептуальной системы, обогащая, корректируя, а иногда изменяя ее содержание. Ни один концепт не может рассматриваться как нечто застывшее, окончательно сформированное. Он находится в состоянии постоянного изменения, имеет "текучий" характер. В ходе развития процесса познания концепты "вводятся и исключаются, расширяются и ограничиваются, обновляются и переносятся из одних областей знаний в другие, делятся и обобщаются и подвергаются прочим изменениям.

Примером изменений в системе концептов может служить концепт «добра / зла», зафиксированный в истории русского языка: ранее слова богатый и хороший, и слова плохой и худой - имели общие контексты употребления; ныне в современном концептуальном мировосприятии в соответствии с основополагающими этическими нормами соотнесены только добрый –хороший и злой – плохой.

При смене культурных концептов рождение нового культурологич. концепта, как правило, связано с преодолением предшествующего концепта (в формах отталкивания от него, полемики с ним). Так, все основополагающие культурологич. идеи Возрождения сложились в борьбе с концепциями Средневековья; рефлексии культуры Романтизма были полемически направлены против теоретич. моделей Просвещения; Модерн родился как опровержение натурализма и позитивизма. Так, в истории России и в истории русского языка видоизменялся концепт «общество», что проявляется, например, в сопоставлении исторических явлений, именовавшихся «Общество любителей русской словесности», с одной стороны, и «Союз писателей» - с другой, в антитезе общества и личности, по-разному оцениваемой во времена М. Лермонтова и Б. Пастернака.

Можно представить его эволюцию в виде некоторой последовательности, или ряда, звеньями которых является данный концепт в разные эпохи.