Объект и предмет теории коммуникации

Объект и предмет теории коммуникации

Объект любой науки – некоторый феномен, явление, процесс или их совокупность, которые функционируют в окружающей человека природной или социальной реальности в независимости от процесса сознания. Предмет объекта – искусственно сконструированная конструкция, зрительная абстракция, порожденная научным способом освоения. Он рассматривает объект только с одной специфической стороны, пренебрегая остальными, абстрагирует от них. У разных наук могут совпадать объекты, но никак не предметы.

Различные типы научных дисциплин :

  1. 1. Фундаментальные (наиболее общие законы функционирования объекта);
  2. 2. прикладные (обращаются к практическим вопросам управления отдельными компонентами).

Науки:

  1. 1. монопредметные (фундаментальные классические научные дисциплины, возникшие в эпоху дифференциации научных знаний);
  2. 2. полипредметные (процессы интеграции, предметом которых являются комплексные феномены, которые сочетают в себе предметные области, которые принадлежат к различным классическим наукам (экология).

Наука о коммуникациях: комплексная, более предметная наука. Ее объект – социально-коммуникативное воздействие между людьми в обществе или процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте.

Предмет теории коммуникации – сложный комплекс образований, вытекающих из комплексности и многозначности самого феномена социальной коммуникации. Коммуникация – процесс биологического, психологического, социального, политического, культового, языкового взаимодействия, опосредованного средой и техническим устройством.

Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. Предмет теории коммуникации – сложный комплекс образований, вытекающих из комплексности и многозначности самого феномена социальных коммуникаций. Предметная область теории коммуникации как комплекс научных дисциплин образует некоторую область пересечения предметов, пространственных фундаментальных наук (тип научной дисциплины, наиболее общие законы функционирования объекта; объект любой науки – некоторый феномен, явление, процесс или их совокупность, которые функционируют в окружающей человека природной или социальной реальности независимо от процесса сознания; объект – социально-коммуникативное воздействие между людьми в обществе или процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте.), со своей стороны изучающих процессы социального взаимодействия.

Основные научные дисциплины, образующие предметное пространство теории коммуникации:

Философия: проблемы антологии – раздел философского знания, ключевой вопрос которого: «Существует ли явление?»; гносеологии – раздел философского знания, ключевой вопрос которого: «Познаваем ли феномен?»; логики - раздел философского знания, отвечающий на вопросы о преобразованиях смысла. Также в философские дисциплины входит герменевтика – наука о скрытом смысле текста.

Психология – наука, изучающая закономерности влияния индивидуальных свойств личности.

Массовая психология – изучается законом поведения особого типа субъектов коммуникаций массовых общностей, но в определенных условиях изучает диалектику сознания и поведения субъектов.

Социология – изучение влияния социальных неравенств на социальное взаимодействие.

Социальные статусы и роли: социальные изменения коммуникационных теорий, связанных с анализом влияния социальных позиций, статусов неравенств на социально-знаковые взаимодействия.

Политология – наука, изучающая политическую систему и политическую жизнь общества, проблемы внутренней политики и международных отношений.

Культурология – наука о духовной культуре народа.

Политологическое и культурологическое изменения: кодирование шумов и помех (особый технический настрой, кодирование, декодирование их).

Лингвистическое изменение: коммуникация – общение посредством языка, через общую теорию знаков (семиотика), теория и практика невербальных взаимодействий.

Предмет области коммуникационной науки составляет психологические, социальные, семиотические процессы и отношения, детерминирующие осмысленный информационный объект между социумами.