Понятие стереотипа (+в контексте современных исследований). Стереотипы и прецедентный феномен. Функционирование стереотипов

Феномен «стереотип» может рассматриваться с разных точек зрения: психологии, социологии, лингвистики и этнолингвистики.

В большинстве работ стереотип рассматривается в контексте социального взаимодействия, как некая «модель» поведения. Ю. Е. Прохоров, «стереотипами речевого поведения» называет «социокультурная маркированная единица ментально-лингвального комплекса представителя определенной этнокультуры, реализуемая в речевом общении в виде нормативной локальной ассоциации к стандартной для данной культуры ситуации общения» (Ю. Е. Прохоров).

При таком понимании стереотипа он выступает как «модель», «образец», «канон».

Для Красных В.В. стереотип- с точки зрения «содержания» - некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это образ-представление, ментальная «картинка», некое устойчивое, обусловленное национально-культурной спецификой, представление о предмете или о ситуации «вообще». Например, стереотипы-образы пчела -» ассоциируется с труженица, баран <- упрямый; стереотипы-ситуации - аист <- капуста. стереотип как феномен имеет две разновидности: на первом уровне— стереотип поведения, хранящийся в сознании в виде штампа и стереотип-представление (клише), на втором уровне — стереотип-ситуацию (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации.  Как и прецедентные феномены, стереотип-представление хранится в сознании в виде фрейм-структуры, гранями которой являются клише/штампы сознания.

Понятие стереотипа в контексте современных исследований. Если исходить из разделяемой многими авторами идеи о том, что стереотипы сознания — это «определенное представление о действительности с позиции "наивного", обыденного сознания» (Ю. Е. Прохоров), то окажется, что за любой единицей языка стоит стереотип, а вся ассоциативно-вербальная сеть представляет собой «стереотипное поле», представляющее концептосферу того или иного национально-лингво-культурного сообщества. С данным полем неразрывно связаны концепты, бытующие в языковом сознании. Вот почему оказывается важным развести понятия «стереотип» и «концепт».

Национальный концепт — некая максимально абстрагированная идея «культурного предмета», не имеющего визуального прототипического образа, это свернутый глубинный «смысл» предмета. Например, «воля» может сопровождаться «картинкой» открытого «чистого поля».

Стереотип — нечто более «конкретное», это образ-представление, за стереотипом стоит фрейм-структура сознания.

Красных разграничивает стереотипы и прецедентные феномены (в широком смысле).

Основные различия заключаются в:

  1. 1) форма хранения;
  2. 2) «первооснова», то есть к чему «восходят»;
  3. 3) в какие когнитивные совокупности входят;
  4. 4) каков их характер.

1) все знания и представления хранятся в виде когнитивных структур: лингвистических (ЛКС) и феноменологических (ФКС). Прецедентные феномены могут храниться в виде:(1) ФКС — инварианты восприятия прецедентного текста и прецедентной ситуации; они всегда могут быть вербализованы; (2) ФКС и ЛКС — прецедентное имя и прецедентное высказывание, т. е. вербальная «оболочка» феномена и инвариант его восприятия: система дифференциальных признаков имени и совокупность значений-смыслов высказывания; (3) ЛКС — те феномены, которые описываются как штампы сознания.

Стереотип представлен в сознании феноменологическими когнитивными структурами, «окруженными» лингвистическими когнитивными структурами. по сравнению с прецедентными феноменами, стереотипы имеют «более размытый образ». Они хранятся в сознании в первую очередь как клише (подобно прецедентным феноменам) или как штампы (стереотипы поведения).

2) за ПФ стоит некий конкретный, единичный феномен. за стереотипом стоит абстрактный, собирательный образ .

3) Прецедентные феномены входят в когнитивную базу, в то время как стереотипы не являются элементами КБ, так как могут разниться от региона к региону (стереотип транспорт в Москве и в глухой деревне).

4) ПФ, входящие в национальную КБ, могут носить как национальный, так и универсальный характер. Стереотипы же всегда национальны.

Стереотипы в разных культурах различны. Например:

1) темы бесед: о чем можно, а о чем нельзя говорить с представителями других культур. Так, с французами лучше не говорить о Второй мировой войне и особенно об оккупации, а с испанцами не обсуждать их гражданскую войну. В то же время в Австралии нет запретных тем для разговора.

2) отношение ко времени. Для представителей центральной и северной Европы или Японии большое значение имеет пунктуальность. Русские не так пунктуальны, но превосходят южных европейцев, латиноамериканцев и индийцев. У итальянцев 15-минутное опоздание не считается большим грехом, а появление на полчаса позже—серьезный повод для недовольства. Испанцы могут опаздывать на больший срок или вообще не являться на встречу, и это не считается у них дурным тоном.

3) поведение представителей разных культур в общественных местах. Если испанец захочет кому-то "показаться", то просто начнет шуметь, дабы все знали, что он жив».

4) Поведение в очереди: от строгой «линии», в которой «очередники» стоят минимум в полуметре друг от друга (у англичан или шведов) до полного хаоса (у испанцев).

5) Поведение в местах отдыха. Немцы предпочитают оккупировать пляж раньше всех. Итальянцы всегда образуют многочисленную и шумную компанию. Нидерландцы предпочитают «одиночество».

6) зооморфные метафоры и стереотипы. корейцы: «Жена должна быть как лиса, а муж как медведь», т,е  жена должна быть умной, гибкой в общении и хитрой, а медведь сильным. Русский медведь неуклюж. В Вост.странах «змея»-комплимент  женщине.

7) «национальные стереотипы. Так, француз для немцев — эталон жадности, а для итальянцев — спеси, для русских— эталон галантности. Немец для нас — пример пунктуальности, итальянец — шумливости, англичанин — чопорности.