Развитие национальных языков

История формирования каждого национального языка индиви­дуальна и неповторима, однако некоторые общие моменты в этом процессе прослеживаются: национальный язык образуется, как пра­вило, или на базе одного (более или менее однородного) диалекта, или на базе нескольких диалектов за счет их концентрации, или пу­тем смены диалектов и параллельной их концентрации. Эти пути образования национальных языков были сформулированы в общем виде К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии»: «В лю­бом современном развитом языке естественно возникшая речь воз­высилась до национального языка отчасти благодаря историческому развитию языка из готового материала, как в романских и гер­манских языках, отчасти благодаря скрещиванию и смешению на­ций, как в английском языке, отчасти благодаря концентрации диа­лектов в единый национальный язык, обусловленной экономичес­кой и политической концентрацией».

Примером первого пути формирования национального языка может служить французский язык, сложившийся на базе диалекта Иль-де-Франс с центром в Париже: приказом короля Франциска I язык именно этого диалекта в 1539 г. возводится в ранг националь­ного государственного языка, что сразу же понизило статус латин­ского и провансальского языков, несмотря на то, что латинский язык все первое тысячелетие был единственным литературным языком Западной Европы, а на провансальском существовала ли­рическая поэзия трубадуров, широко известная в Испании, Италии и даже Германии.

Примером второго пути становления национального языка мо­жет служить английский язык, который сформировался в резуль­тате борьбы и смешения двух языков — англосаксонского (сложив­шегося на базе англосаксонских диалектов, когда англы, саксы и юты завоевали Британию) и французского (принесенного в Брита­нию норманнами). Борьба этих двух языков завершилась победой англосаксонского, однако в его словарном составе, особенно в над­строечной терминологии, связанной с обозначением государствен­ного устройства, социальных отношений, военного дела, искусства, достаточно много слов французского происхождения (ср. country 'страна', people 'народ', royal 'королевский', judge 'судья', chan­cellor 'канцлер', money 'деньги', garnison 'гарнизон', arms 'ору­жие', truce 'перемирие', dance'танец' и т.д.). Период «скрещивания и смешения» языков завершился к XVI в. (национальный англий­ский язык к этому времени сложился на базе Лондонского диалек­та).

Примером третьего пути образования национального языка мо­жет служить русский язык, который начал складываться в единый национальный язык в XVII в., когда укрепляется Московское госу­дарство. В основу его лег говор Москвы (московское просторечие), представлявший собой переходный говор, так как в процессе исто­рического развития языка на его северную основу наложились черты южнорусских говоров. В современном русском языке соот­ношение севернорусских и южнорусских элементов на разных языковых уровнях неодинаково: в лексике наблюдается преоблада­ние севернорусских элементов, в фонетике (особенно в системе вокализма) — южнорусских, в грамматике их соотношение прибли­зительно равное.

Существует, однако, еще один путь формирования националь­ного языка — на базе «чужого» языка. Он встречается чаще всего у народов, задержавшихся в своем историческом развитии на пути превращения в нацию (ср., например, ситуацию в Анголе, где име­ется множество бесписьменных языков, но опорный диалект на­ционального языка еще не выбран, поэтому в политической и эко­номической жизни, в науке и литературе используется португаль­ский язык. Со временем, однако, и здесь произойдет становление национального языка на базе одного или нескольких диалектов).

Вендина Т. И., Введение в языкознание.

Еще:

Исследователи утверждают, что малочисленные по числу говорящих языки типичны для народов, находящихся на примитивной ступени развития. Крупные языковые объединения соответствуют народам высокого развития, что связано с судьбой племенного строя и образования государства. Наиболее крупными объединениями эпохи родового и племенного строя могли быть союзы племен, которые состояли из разных племен с родственными, а зачастую и неродственными языками. Тем самым союз племен не мог характеризоваться общностью и единством языка для всех членов этого союза. То же положение можно было наблюдать в рабовладельческой и феодальной формации. Огромное влияние на судьбу развития того или иного языка имеют политические и культурные факторы. К таким факторам можно отнести различные формы общественной, а позднее государственной жизни, развитие торговли, разработку письменности и ее различных применений в государственной жизни, в художественной литературе и в церковном обиходе.

Главной отличительной чертой государства является общественная власть, отделенная от массы народа. Решающее значение имела «уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства». Большую роль здесь сыграли и завоевания.

В средневековый период главным типом общежития является феодальное государство. В этот период складываются поместно-территориальные диалекты из разных подплеменных наречий. Эти диалекты в пределах данного государства могут быть и ближе и дальше друг от друга в зависимости от степени феодальной раздробленности и обособленности отдельных областей, а также от влияния различных субстратов в связи со смешением населения. Эти диалекты – наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела, но общим для всех классов его населения. Изучением и описанием диалектов занимается диалектология. Однако наряду с диалектами, служащими разговорным языком, для государственных нужд требовался еще какой-нибудь общий, наддиалектный язык. В качестве такого литературного языка в средневековую эпоху используется какой-нибудь мертвый, закрепленный письменностью язык. В странах Востока таким языком мог быть арабский и к тому времени уже мертвый древнееврейский. В западноевропейских государствах, возникших на развалинах римской культуры, таким языком была классическая латынь; для славян — старославянский (древнецерковнославянский) язык.

Новый этап в развитии народов и языков связан с возникновением наций и национальных литературных языков. Если при феодализме экономическая жизнь тяготела к натуральному хозяйству, то при капитализме широко развивается торговля, а с приобретением колоний и с освоением международных сообщений – и мировая торговля. В историко-культурном отношении переход от феодализма к капитализму связан с так называемой эпохой Возрождения и порожденным этой эпохой национальным развитием. Эта эпоха выдвинула следующие основные проблемы:

  1.  создание и развитие национальных языков;
  2.  изучение и освоение различных языков в международном масштабе;
  3.  пересмотр судьбы античного и средневекового лингвистического наследия.

В противоположность языковой раздробленности феодального периода требуется единство языка всей нации. Этот общий язык не может быть мертвым, он должен быть способным к гибкому и быстрому развитию. У разных народов процесс складывания наций и национальных языков протекал в разные века, в разном темпе и с различными результатами. При капитализме различие между литературным языком и диалектами делается все более значительным. У городских низов и разных деклассированных групп населения создаются особые групповые «социальные диалекты», не связанные с какой-нибудь географической территорией, но связанные с различными профессиями и бытом социальных прослоек. Это «арго» или «жаргоны». К этому периоду относятся и попытки создания международного языка (эсперанто, воляпюк, идо, аджуванто), приспособленные для решения определенных практических задач, но не являющиеся языком в полном смысле этого слова, то есть лишенные общенародной основы и живого развития.