История русской литературной критики

Для философско-эстетической мысли и общественно-политической позиции Белинского период стал серьезным внутренним испытанием, из которого критик вышел более закаленным и убежденным. Мышление Белинского в борении с самим собою обрело ту глубокую диалектичность, без которой немыслим и последний - материалистический этап в его деятельности, невозможна концепция критики как "движущейся эстетики".

Идеи «народного реализма» и «ликвидации эстетической критики» в суждениях Н.Шелгунова, П.Ткачёва. Вульгарный социологизм их критических оценок.
Н.Михайловский – литературный критик народнического толка. Метод субъективной социологии в его критической практике (статьи о Л.Толстом и Ф.Достоевском).
«Московские ведомости» и «Русский вестник» М.Каткова в их противостоянии тенденциозности в критике.
Н.Страхов, А.Суворин, К.Леонтьев в полемике с «нигилистами».

Общественно-литературная ситуация во II половине 20-х – в 30-е годы. Основные вопросы литературной полемики.
Идеи Фихте, Шеллинга, Гегеля на русской почве. «Любомудрие» в критических суждениях времени (Д.Веневитинов, С.Шевырёв, И.Киреевский).
Полемика о «торговом» и «светском» направлениях (Н.Гоголь, С.Шевырёв, В.Белинский).
Значение и место в истории литературной критики суждений о литературном языке, народности, романтизме Н.Надеждина, А.Пушкина, Н.Гоголя.
В.Белинский как «центральная фигура в истории русской мысли»  и в литературной критике. Философские искания, основные периоды его духовной и творческой эволюции.
Эстетический кодекс Белинского: теория искусства как «мышления в образах», «идеальной» и «реальной» поэзии, учение о «художественности», «бессознательном» и «сознательном» в творчестве, «типизме», «единосущности формы и содержания».
Проблема национальной самобытности и народности литературы в критических суждениях Белинского. Полемика с В.Майковым о соотношении общечеловеческого и национального в художественном творчестве. Белинский в полемике о «натуральной» школе.
Жанровая специфика критических статей Белинского, памфлетные формы и приёмы, мастерство полемического стиля.

Особенности общественно-исторического и литературного движения в I половине  XVIII века.
Начало формирования теоретических основ литературной критики, становление критического мышления.
Нормативный характер критических суждений в «Пиитике» Феофана Прокоповича (1705) и литературной полемике между М.Ломоносовым, В.Тредиаковским и А.Сумароковым.
Переход от нормативно-стилистической критики к критике содержания во II половине  XVIII века в работах Н.Карамзина и И.Крылова.
Зарождение социологического принципа оценки в трудах Н.Новикова и А.Радищева.
Эволюция критических жанров от «предисловий», «рассуждений», «наставлений» к «речам», статьям, отзывам.

Журнал продолжает традицию русской филологической школы, одновременно с этим широко представляя разные школы современной гуманитарной науки.

«НЛО» предлагает обзор современной филологической, историко-литературной, вообще гуманитарной мысли, в основе которого – стремление редакторов и авторов рассмотреть весь спектр подходов к изучению литературы, по мере сил осваивать западный теоретический опыт и интегрировать его в сложившуюся собственную теоретическую традицию.  

Деятельность Белинского в 40-е годы в Петербурге развернулась с наибольшей силой, когда он по приглашению Краевского встал во главе критического отдела журнала «Отечественные записки» (1839-1846) и «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду», переименованных с 1840 года в «Литературную газету». 

Реальная критика — одно из наиболее активных критических направлений 1840-х – 1860-х годов. Ее метод, как и сама эстетика реализма в литературе, был подготовлен В.Г. Белинским, хотя его критическое творчество не всё и не в полной мере укладывается в контуры реальной критики.

Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. 

Эстетическая критика привлекает к анализу произведений искусства только коды эстетики, и все языки произведения расценивает как поглощенные и нивелированные языком эстетики. Коды социального, исторического, морального, псхологичкского характера рассматриваются не как таковые, а как элементы единого «кода красоты», как нечто прекрасное либо безобразное.

Исключительно важная роль в литератур­но-критической рефлексии этой поры принадлежит Пушкину и писа­телям пушкинского круга — И В. Гоголю. П. А. Вяземскому, П. А. Плет­неву. Ревностное отношение к развитию отечественной словесности и нелегкая судьба собственных произведении побуждали Пушкина, Гоголя и близких им литераторов выступать с рецензиями и автокритикой, активно включаться в полемику.

Так точно знать потребности современной литературы, точно определять особенности ее главных представителей, направлять процесс в нужном направлении мог только гениальный критик. Белинский - «центральная натура эпохи» (Тургенев).